Школьную программу в инклюзивных классах обычных школ в этом учебном году осваивают 541,5 тысячи детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом сообщила замглавы Минпросвещения Татьяна Васильева, выступая на форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», который проходит в Грозном.
Это 58% от всех детей школьного возраста, имеющих особенности состояния здоровья, подсчитала проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина.
«В детских садах родители 66% детей с особенностями здоровья выбирают компенсационные группы, – сказала Васильева. – Они понимают, что там можно будет получить необходимую помощь и поддержку, включить ребенка в образовательную среду. В школе соотношение изменяется, попадая в инклюзивный класс, такой ученик может не только получить полноценное образование, но и пройти социализацию».
В 2016/17 учебном году в инклюзивных классах учились 241,4 тыс. детей с ОВЗ, к 2018/19 году их число выросло до 407,8 тыс. человек, в 2020/21 году таких учеников стало 472,6 тыс., добавила Васильева. Для того, чтобы это стало возможным, в образовательных учреждениях была создана доступная среда, педагоги прошли обучение, как работать с классами, в которых есть необычные дети.
«Мы сохраняем и продолжаем развивать сеть специальных коррекционных школ, – заверила замминистра. – У семьи должно оставаться право выбрать, какая именно школа нужна именно их ребенку. При некоторых нозологиях это единственный возможный путь. Коррекционные школы накопили огромную практику, у них есть проверенные методики и наработки. Такие учебные учреждения могут также стать центрами компетенции для работы с детьми с ОВЗ в обычных школах».
Благополучие особенных детей в обычных школах обеспечивают 80 тыс. узких специалистов, отметила Васильева. Их работа необходима, чтобы инклюзивная школа обеспечивала становление инклюзивного общества для детей – с нормальным или особенным здоровьем, – когда они вырастут и станут взрослыми, считает она.
Форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» организован «Агентством стратегических инициатив». Он собрал экспертов, ученых и педагогов, занимающихся созданием единой образовательной среды для детей вне зависимости от состояния их здоровья.