«Позицию “не надо учить, потому что не пригодится” иначе как вредительством назвать не могу», — считает народный учитель России, профессор Государственного педагогического университета им. Герцена Сергей Рукшин.
Нынешний учебный год в прямом смысле новый — и в средней школе, и в высшей масса нововведений: от поднятия флага до отмены Болонской системы. Знаменитый педагог, подготовивший двух филдсовских лауреатов, математиков — Григория Перельмана и Станислава Смирнова, — в беседе с «АиФ» высказал свой взгляд на систему современного российского образования.
Современные Митрофанушки
Елена Данилевич, aif.ru: Сергей Евгеньевич, недавний опрос ВЦИОМ показал удивительные результаты. Почти половина опрошенных считает, что Солнце вращается вокруг Земли, ещё треть уверены, что, если молоко прокипятить, из него уйдёт радиация... Получается, взрослых людей так плохо учили в школе, что они не знают элементарных вещей?
Сергей Рукшин: И не их одних: даже Ватикан признал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, относительно недавно — только в 1992 г. Ну а если серьёзно, это ещё одно подтверждение, как безобразно мы учим наших детей. В свете нынешнего закона об образовании мы не можем современным митрофанушкам поставить заслуженные двойки... Переводим их в следующий класс, хотя они программу предыдущего ещё не освоили. Получается, что ребёнок получит аттестат просто за то, что 11 лет посещал школу. Тем самым у самого подростка, окружающих и всего общества формируется мысль о необязательности знаний как надёжной опоры для успешного продвижения в жизни.
— А надо ли загружать детские головы сложными знаниями, если они в голове не задерживаются? Может, лучше давать доступную, актуальную информацию о том, что рядом, в твоём регионе?
— Лишних знаний не бывает, и никто не может сказать, в какой момент они понадобятся. К сожалению, даже некоторые академики сегодня вещают о перегруженности школьников, об устаревших сведениях. Да, мир стремительно меняется, но фундаментальные законы физики, математики, таблица Менделеева, строение атома, открытое Нильсом Бором, остаются неизменными. Позицию «не надо учить, потому что не пригодится» иначе как вредительством назвать не могу. Это отнимает у человечества возможность адекватной реакции на вызовы, которые постоянно бросает нам история.
Ведь образование — это не только освоение дисциплин. Это желание думать, сомневаться, искать новое, а не пользоваться традиционными навыками. Развитой мозг, тренированная память для решения возникающих в жизни головоломок наверняка пригодятся. Когда мой ученик Гриша Перельман занимался в школе и университете, он совершенно не предполагал, какая математика ему понадобится для доказательства гипотезы Пуанкаре. Но у него была широта знаний, умение думать, анализировать, что и помогло ему при решении «задачи тысячелетия».
«Дыры» закрывают деньгами
— Вы не скрываете, что плохо относитесь к формулировке «единый госэкзамен». Почему?
— Не должен экзамен быть единым и как итог средней школы, и как вступительный в вуз. Ведь что получается? Сегодня школа выдаёт аттестат по результатам испытаний, которые проводит внешняя организация — Рособрнадзор. Почему же мы доверяем педагогам 11 лет учить наших детей, но не даём им права провести экзамен, чтобы они своей репутацией отвечали за знания учеников? Считаю, что государственная аттестация по всем основным дисциплинам должна выполняться самой школой. ЕГЭ же должен остаться только как пропуск при поступлении в вуз. Такой законопроект неоднократно вносился в Госдуму. Надеюсь, сейчас у нас хватит сил и прозорливости, чтобы не копировать слепо зарубежные образцы и принять правильное решение.
— Вы ругаете западное образование, но там на его основе создали передовую экономику. Мы же по многим направлениям отстаём или в лучшем случае догоняем. Почему так?
— Давайте вспомним. Американское телевидение — это русский изобретатель Зворыкин, ракеты — немец фон Браун, самолёты — тоже русский инженер Сикорский, атомная бомба — проект, в котором участвовали учёные из Канады, Германии, Великобритании. Соединённые Штаты стали страной, куда ехали люди, которым не нашлось места на родине. Эти люди отличались повышенной энергией, способностью преодолевать трудности, идти на риск. США банально импортируют мозги. Большинство её учёных — не продукт их системы образования, а те, кого она купила. Их система гениев не рождает. Все дыры она закрывает деньгами.
— Вернёмся к нашим болевым точкам. В этом году некоторые даже топовые вузы не смогли набрать по результатам ЕГЭ на бюджет по техническим специальностям нужное количество абитуриентов. Как такое стало возможным?
— У нас давно рекордными темпами идёт «гуманитаризация» образования — стремительно увеличивается число учеников, которые плохо освоили математику, точные дисциплины. Мне прислал письмо подросток из небольшого города в Ростовской области. Он пишет, что не может в своей школе хорошо изучить математику, физику, химию, и спрашивает, что делать. Сейчас я выясняю уровень его знаний, чтобы помочь юноше. Ведь всё упирается в принятые правила. Позорный общий базовый ЕГЭ по математике, который может написать и адекватный пятиклассник, никоим образом не говорит, что сдавший его ученик действительно освоил этот предмет в пределах школы. А вот более сложный профильный экзамен, дающий аттестацию и одновременно право поступать в институт, стал делом добровольным.
Диплом для разносчика пиццы
— Но региональные вузы сейчас здорово усиливаются. Там многое делается, чтобы выпускники получали образование, а потом устраивались на работу у себя дома. Идёт борьба за кадры — разве это неправильно?
— У меня другая информация. Благодаря тому, что сейчас по результатам ЕГЭ можно подавать документы сразу в пять вузов на 10 специальностей, поступают не туда, куда мечтали, а куда хватит баллов. Особенно это касается абитуриентов из провинции. Создана система, когда, как пылесосом, вытягиваются кадры из регионов. Часто едут, чтобы вырваться и остаться там, где уровень жизни выше. Соответственно, при таком подходе молодые специалисты на родину возвращаются редко. Забывают, что «где родился, там и пригодился».
Я человек разговорчивый и периодически общаюсь с работниками общепита, сферы услуг. Выясняется, что у нас очень много официантов, барменов, разносчиков пиццы с высшим образованием. Грош цена таким специалистам! Разве ради этого государство тратило немалые деньги?
— Сегодня остро встал вопрос импортозамещения, и оказалось, что быстро высокие технологии мы создать не можем. Удастся справиться с новым вызовом?
— Это тоже результат госполитики 1990-х — начала 2000‑х, когда многое покупали за рубежом и заявляли, что нам нужны не творцы, а уверенные пользователи. Уповали на передовую индустрию Запада, свободный рынок, не подозревая, что это западня. В разы были уменьшены траты на научные разработки, поддержку инженерных школ. А все доводы, что качество знаний — вопрос национального суверенитета и самостоятельного существования государства, отвергались с ходу. Ну что же, если мы не понимали это в благополучные времена, может, поймём сейчас, в сложный для страны период. Не знаю, за какое время справимся. Но если не взяться, что называется, вчера — последствия могут быть необратимыми.
— Сегодня в школу постепенно возвращают воспитание, о котором в перестройку почти забыли. С 1 сентября учебные недели будут начинаться с подъёма российского флага и исполнения гимна. Не опоздали?
— Опоздали. Воспитание подрастающего поколения не поезд, на который, если на свой не успел, то можно сесть на следующий. Боюсь, что сейчас большая часть школьников и их родителей будет воспринимать это нужное дело как некое психологическое давление. Давайте начистоту. Прошу прощения за жёсткость, но мы обгадили целые пласты собственной истории, забывая, что многими событиями, героями нужно гордиться. А теперь хотим, чтобы молодой человек испытывал уважение к прошлому? Так что сесть в этот «поезд» мы опоздали.
Ещё остаётся шанс «уехать» на следующем, но необходимо много работать. Вдумчиво и грамотно, а не для галочки или выполнения плана. Программа-минимум — нужен комплекс мероприятий, который познакомит школьников со славными страницами Отечества. Также надо создать атмосферу, где гордятся достижениями страны, преодолением трудностей, формируется уважение к труду. Всё это у нас есть, но начинать надо прямо сейчас.