2020 год прошёл для школьников, родителей и учителей в особом режиме. Но, по мнению Сергея Собянина, система московского образования не только справилась с вызовами (за весну московские учителя провели 9 млн дистанционных уроков), но и нашла ряд интересных решений, которые будет совершенствовать.
На новую тему – 12 минут
Взять хотя бы такой наглядный маркер, как результаты сдачи ЕГЭ. Итоги оказались не ниже уровня предыдущего года. 38,8% выпускников московских школ набрали 220 баллов и более по трём предметам.
Оперативно, всего за неделю, в марте 2020 г. школы перешли на дистанционное обучение. И было начато использование множества электронных образовательных ресурсов. Основным стала «Московская электронная школа», в которой в течение года появились новые сервисы. Например, видеообъяснения основных тем школьной программы длительностью до 12 минут от лучших педагогов Москвы. Школьники воспользовались такими видео 1 млн раз, чтобы изучить новое или повторить пройденное. Также МЭШ предложила удобный инструмент учителям, позволяющий связать тематическое планирование с материалами библиотеки электронной школы – сценариями уроков, тестами, контрольными работами, цифровыми домашними заданиями и т. д.
Вынужденное дистанционное обучение не затормозило и реализацию проекта «Школа старшеклассников». В этом году продолжат создавать современную образовательную технологическую среду для проведения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ в профильном и предпрофессиональном образовании.
Впервые был запущен сервис «Учитель на замену»: педагогов, находящихся на больничном, заменяли наиболее мотивированные и успешные студенты педвузов. Сервисом воспользовались 138 школ и колледжей.
«Цифровые» учителя
А в 80 столичных школах стартовал пилотный проект «Цифровой репетитор». На первом этапе устранить пробелы в знаниях смогут 800 учащихся 6–8-х классов. Можно выбрать до двух школьных предметов и бесплатно заниматься в группах от 3 до 5 человек с использованием видео-конференц-связи на платформе МЭШ. В ближайших планах – организовать дополнительные занятия по русскому и английскому языкам, алгебре, геометрии и обществознанию для учащихся 9–11-х классов, а для 6–8-х классов расширить перечень предметов с учётом мнения родителей.
В настоящее время проект адресован школьникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Директор школы № 1613 Наталия Сухареева считает, что «Цифровой репетитор» – важный шаг на пути повышения успеваемости детей из малообеспеченных семей, которые не могут себе позволить приглашать педагогов на коммерческой основе. Впрочем, мэр Собянин выразил надежду, что «Цифровой репетитор» через какое-то время распространится на все школы и будет доступен не только малообеспеченным семьям.
Участниками проекта стали 500 педагогов. 90% из них – учителя московских школ и педагоги допобразования, остальные – студенты педагогических вузов. Для учителей-участников были организованы курсы повышения квалификации по обучению с использованием городских образовательных ресурсов. Так как проект будет расширяться, то для работы «цифровыми репетиторами» понадобятся новые учителя. База педагогов станет постоянно пополняемой.