Всего через пару дней планету охватит «Тотальный диктант». Акция, придуманная без малого два десятилетия тому назад в Новосибирске, сегодня стала знаковым явлением, получившим широкую поддержку, в том числе и со стороны государства.
Примаков против
«„Тотальный диктант“ — ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих, — говорится на сайте мероприятия. — Цель акции — показать, что быть грамотным важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски».
Что-либо возразить против таких целей и задач сложно, и популяризацию повышения уровня владения русским языком можно только приветствовать. Но остаются определенные вопросы относительно того, кто и как проводит «Тотальный диктант».
Осенью 2020 года произошел, можно сказать, скандал в благородном семействе: назначенный в июне главой Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества) Евгений Примаков объявил о том, что «Тотальный диктант-2021» на площадках организации поддержан не будет.
«Не в 2021 году и не для агентства»
В своем Telegram-канале Примаков написал: «Россотрудничество не будет поддерживать „Тотальный диктант“ в 2021 году по веским для нас причинам. На наших площадках в культурных центрах „Тотальный диктант“ в следующем году писать не будут.
Никакого отношения к оптимизации нашей работы это решение не имеет, сам по себе проект „Тотальный диктант“ хороший и интересный. Но не в 2021 году и не для агентства».
Руководитель проекта Ольга Ребковец на своей странице в Facebook написала по поводу данного решения: «Мне кажется, что не нужно глубоко копать, чтобы понять причины этого решения. Накануне заявления Примакова мы объявили имя автора „Тотального диктанта-2021“. Им стал Дмитрий Глуховский... Впервые за всю историю работы в проекте я столкнулась с тем, что сотрудничество поставлено в зависимость от кандидатуры автора, а ответом на нашу позицию стал разрыв договоренностей. Что ж, это вполне логично».
Примаков, надо отдать ему должное, юлить не стал и на пресс-конференции на вопрос журналиста РБК ответил: «Если мы даем площадку за казенный счет писателю, который говорит, что Крым надо вернуть Украине, сравнивает возвращение Крыма с аншлюсом... Мне абсолютно не интересны политические взгляды автора... Мне предложили, чтобы Россотрудничество тоже было вне политики, но в каком месте внешнеполитическое ведомство, которое работает с общественным мнением, может быть вне политики? Какое сообщение мы отправляем общественному мнению, например, в Европе?»
Мальчик из приличной семьи
41-летний Дмитрий Глуховский — выходец из семьи советской интеллигенции. Родители — журналисты, один дедушка — знаменитый геолог, другой — главный карикатурист «Крокодила».
Он окончил элитную столичную школу с углубленным изучением французского языка, высшее образование получил в Израиле, затем начал карьеру журналиста в Euronews, вернувшись в Россию, практически сразу попал в кремлевский пул...
Впрочем, известность Глуховский получил не как журналист, а как автор романа-антиутопии «Метро-2033» и его продолжений. Книга стала бестселлером, а сам начинающий писатель — культовой фигурой среди любителей жанра.
Вообще, если внимательнее приглядеться к философии, вложенной автором в «Метро», то становится понятно, что он благодатью человечества объявляет рыночный либерализм. То есть, по сути, в форму постапокалипсиса заложена идеология, которую в России усердно продвигали в 1990-е.
Но здесь Глуховский всегда мог оправдаться тем, что его просто не так поняли, да и вообще не нужно модели художественной литературы переносить на реальную жизнь.
«Себя ни в коем случае русофобом не считаю»
Примаков, однако, обратил внимание не на то, что автор писал в «Метро-2033» и его продолжениях, а на то, что он говорит по текущей повестке дня.
Когда Россотрудничество объявило о том, что «Тотальный диктант» с Глуховским не пройдет на площадках организации, сам писатель заявил: «Нам с Россотрудничеством действительно не по пути. Я хотел бы уточнить: себя ни в коем случае русофобом не считаю. Напротив, считаю себя патриотом, — написал он. — Любить родину не значит нахваливать власть. Это значит желать стране лучшего, в том числе находя определенные недостатки и предлагая пути к их исправлению».
А вот всего несколько тезисов от гражданина Глуховского: «Нет никакого особого пути России. Особый путь — чучхе — есть у Северной Кореи. И мы видим (пока мы еще способны это видеть), куда он ее привел. А нам надо выбирать между свободой и несвободой. Между будущим и прошлым. И настоящий патриот должен выбирать будущее. Нас пытаются убедить, что либералы развалили Россию. Нет. Империю развалил бандитский грабительский капитализм, основанный не на свободе и не на честной конкуренции, а на феодально-криминальных принципах».
Автор «Метро» убеждает россиян: просто в стране в 1990-е строили «не тот капитализм», несвободный. При этом Глуховского не смущает, что строительство это шло при полном одобрении Запада и под присмотром американских консультантов. Но то, что не вписывается в картину мира писателя, можно просто не замечать.
«Единственный триумф России/СССР за последние полтора века»
Еще один пассаж Глуховского: «Победа в Великой Отечественной войне, являясь, по сути, единственным триумфом России/СССР за последние полтора века, остается непревзойденной в своем влиянии на умы и сердца. Проблема в том, что взывать к мифу о Победе можно лишь на протяжении одного месячного периода в год: с апреля по май; после ракетно-бронетанковой кульминации на Красной площади 9 мая возбуждение и духоподъем естественным образом проходят».
О том, что национальные праздники существуют в любой стране мира, писатель, наверное, не знает. Как и о ежегодном праздновании Дня взятия Бастилии во Франции. Хотя там и событие спорное, и его последствия неоднозначные. Но, конечно, «это другое».
А как расценивать утверждение «патриота» о том, что Победа — единственный триумф страны за последние полтора века? Получается, не заметил Глуховский ни индустриализации, ни освоения Севера, ни мирного атома, ни первого спутника, ни Юрия Гагарина... Перечислять можно долго, но бесполезно, так как во вселенной Глуховского ничего этого не было и нет.
«Россия отчаянно выискивает фашистов во всех своих бывших республиках, Россия Вторую мировую войну берет и возобновляет, атакуя Украину и присоединяя Крым, чтобы он — внимание — не достался нацистам!» — заявляет Глуховский.
«А как же, — скажете вы, — марши ветеранов СС и институт неграждан для русскоязычных в Латвии? Как же сожженная Одесса? Как же убитые украинскими военными дети Донбасса? Как же драконовские ограничения на использование русского языка на Украине? Куда деть площади и стадионы, названные в честь Бандеры и Шухевича? Как быть с полком „Азов“ и факельными шествиями в Киеве?» Гражданин Глуховский, видимо, скажет вам, что это все неправда, вы просто попались на удочку пропаганды.
Все это уже было?
«Это мне, идиоту, казалось, что моей любимой стране станет хорошо, если государство снимет с граждан ошейник. Если вверит каждому его собственную судьбу. Если позволит людям жить, творить, обеспечивать себя и своих близких и, строя свои жизни, изо всех сил вместе строить и новую страну, свободную, берегущую своих граждан, потому что из них состоящую — и могучую!» — восклицает писатель.
Все это кое-что до боли напоминает. Были в нашей не столь далекой истории академик и писатель, объявленные мессиями, обещавшие обустроить Россию. И им верили, схватывая на лету каждое слово.
Правда, потом выяснилось, что академик был только выдающимся физиком. Писатель тоже ничего в государственном строительстве не смыслил, но, поверив в то, что действительно является мессией, начал говорить вещи, которые властям в эпоху Бориса Ельцина не слишком понравились. И в итоге был отодвинут от микрофона куда подальше, дабы не смущал умы.
Страшно далекий от народа
Проблема Дмитрия Глуховского, автора мира кошмарного будущего, заключается в том, что он и о стране, патриотом которой себя считает, и о народе ее мало что знает. Не видел он ни бед этого народа, ни его боли.
Сначала сытое детство отпрыска фрондирующей позднесоветской культурной элиты, затем — учеба в Израиле, теплое журналистское местечко, сменившееся литературным успехом.
Сегодня он в Германии, завтра — в Испании, послезавтра — во Франции, а через неделю — в Израиле. Русскоязычная же сфера — это место, где выгодно продавать свои опусы, не более.
«Либерализм» в 1990-е своими гусеницами переехал жизни десятков миллионов человек, разрушив целые отрасли промышленности, науку, здравоохранение, образование. Глуховский же забывает и это, и то, как Борис Ельцин раздавил Конституцию, расстрелял из танков парламент, убив около полутора сотен представителей оппозиции.
Клуб «сержанта Макаревича»
Автор «Метро» бросает гневные реплики в адрес современной власти, но особо не опасается ответа с ее стороны. Потому что он представитель «Клуба одиноких сердец сержанта Макаревича».
Лидер «Машины времени», как известно, клеймит режим, народ, ездит с гастролями по Украине, но, как только в России общественность начинает выражать ему свое негодование, он тут же строчит письма власти с призывом — спасите, обижают!
И нынешний автор «Тотального диктанта» ровно из той же когорты. И это ведь не исключение. Уже были известные своим «особым мнением» Дмитрий Быков, Дина Рубина и, конечно, неподражаемая Гузель Яхина, открывающая Зулейхе глаза и отправляющая эшелоны на Самарканд.
Привет от «Голоса Америки»
Много интересного можно найти и при изучении лиц, имеющих отношение к организации «Тотального диктанта». Вот только один пример: в состав филологического совета включена Ксения Туркова, представленная на сайте как «кандидат филологических наук, журналист, преподаватель русской субботней школы „Эрудит“ (Вашингтон, США)».
С 2013 по 2017 год госпожа Туркова работала на Украине, сначала — на украинском «Радио Вести», а затем — на «Громадском телевидении».
В 2015 году Туркова рассказала «Медузе» о своем украинском опыте: «Начались события на Майдане, и чем дальше все это заходило, тем сильнее я понимала, что останусь здесь надолго. Так я стала все больше вовлекаться в то, что тут происходит, а то, что происходило в России, мне не нравилось. Начали серьезно отдаляться друг от друга с близкими людьми — друзьями прежде всего; с кем-то мы даже прекратили общаться. Я была сильно погружена в события на Майдане, жила в доме прямо возле площади, и мой сын буквально засыпал под звуки стрельбы в период самого серьезного противостояния. Тогда я дала себе слово, что, пока все не закончится, я не уеду, поскольку несу ответственность за то, что у нас произошло; и смогу уехать — и, скорее всего, не в Россию, а куда-то еще, — только когда война закончится и все будет безоблачно».
Неясно, насколько на Украине стало безоблачно, но в 2017 году Туркова рассказала украинскому «Детектор-Медиа», что уезжает работать в США: «Буду работать в цифровом подразделении „Голоса Америки“, делать видео для социальных сетей. Это могут быть прямые трансляции, небольшие ток-шоу и видео на различные темы».
«Голос Америки» — это, если кто не знает, американская радиостанция, управляемая Агентством США по глобальным медиа, которая многие десятилетия желает нам добра на деньги из бюджета Соединенных Штатов.
И присутствие таких кадров в акции, которая направлена на патриотическую цель популяризации родного языка, вызывает вопросы.