В качестве основополагающего направления национальной образовательной стратегии (президентской инициативы «Наша новая школа») было названо грядущее в образовании новое, второе, поколение стандартов.
После уроков — снова за работу
Стандарты первого поколения были призваны спасти страну от угрозы развала единого образовательного пространства, которая стала реальной из-за многообразия обучающих систем в начале 90-х гг. Общее ядро удалось сохранить за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Польза, тем не менее, обернулась консервацией школьного образования.
Новым стандартам Медведев поставил другую цель:
— Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования.
Разработчики стандартов, безусловно, работают над изменением содержания, однако никаких глобальных перемен в этом плане не готовят, хотя акценты и будут другими.
— Останутся та же математика, правописание «жи-ши», тема Великой Отечественной войны по истории, — объясняет один из разработчиков Маргарита Леонтьева. — А вот подготовка к уроку и сам урок изменятся.
Скажем, должна уйти в прошлое привычная картина: ученики по очереди пересказывают у доски выученный дома параграф, после чего учитель приступает к объяснению нового. Урок будущего — это обмен мнениями, работа с дополнительными источниками информации и иллюстративным материалом, изготовление своими руками наглядных пособий и т. д.
Вдобавок к предметным знаниям эти методы призваны наделить ребенка универсальными навыками, сделать за годы учёбы самостоятельным, инициативным, умеющим общаться, дать черты лидера; научить применять полученные знания на практике... Тем самым в жизнь претворятся слова президента о жизненном успехе, который зависит от личной инициативы и самостоятельности, способности к новаторству и творческому труду.
Также, по новым стандартам, предлагается сделать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе внеурочные занятия (экскурсии, секции, конференции, олимпиады, КВН) и оплачивать учителю вторую половину дня.
Главный ресурс
Благодаря второму поколению стандартов, школа начнёт жить, как бизнес-структура: есть ресурсы — есть результат. Всё будет напрямую влиять на успех: уровень материально-технической базы, финансово-экономическая составляющая, соблюдение санитарно-гигиенических норм...
В этом же ряду стоит и квалификация учителя. Урок по традиционной модели заменят новые методы обучения. А все ли педагоги готовы к этому перелому?
Для ныне работающих учителей в стандарты заложены программы повышения квалификации.
— Для нашего региона вообще хорошо бы готовить двуязычного учителя, — заявляет министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева.
Со студентами же педвузов ситуация непростая. Сегодняшнее педагогическое образование закладывалось десятки лет назад для решения задач, не отвечающих современным требованиям. И, к сожалению, эта система оказалась слабо поддающейся реформированию. Пока стандарты общего образования и стандарты образования педагогического не связаны между собой. Следовательно, считать выпускников вузов полноценным ресурсом реализации стандартов второго поколения преждевременно.
Ответственность — на каждом
Примечательно, что в основе стандартов лежит трехсторонний договор: он представляет собой взаимные гарантии школы, родителей и власти о создании условий школьного обучения. Это новый тип взаимоотношений, когда не только государство сможет требовать от ученика соответствующий образовательный результат, но и ученик с родителями вправе спрашивать со школ и государства выполнение взятых обязательств.
Кроме того, стандарты выросли не внутри педагогического сообщества. Впервые семьи, рядовые учителя, психологи смогли приложить руку к их созданию, чтобы исключить риски, связанные с введением в практику работы школы. Все заинтересованные стороны имеют возможность вести обсуждение подходов на сайте, посвященном федеральным государственным образовательным стандартам https://www.standart.edu.ru. А экспертные мнения и аналитические материалы публикуются в новом спецпроекте портала Кремль.org (https://www.kreml.org).
Эксперимент со стандартами — не скоропалительный, что у нас редкость. Их введение в первых классах начнется только 1-го сентября 2010-го года.
Мнение эксперта
Руководитель группы разработчиков стандартов Александр Кондаков:
— В стандарты второго поколения никак не «вклеивается» ЕГЭ. Мое личное мнение, что большего урона государству, чем единый госэкзамен в его сегодняшней форме, нанести было просто невозможно, ведь идет массовая унификация предметного знания. Мы должны от этого максимально уйти. Одна из формул стандартов: ЕГЭ — экзамен единый, но не единственный, так как предполагаются другие формы оценивания достижений учащихся.