Не успели творческие вузы прийти в себя после того, как они сначала оказались в списке «неэффективных», опубликованном Министерством образования, а затем были фактически помилованы под давлением общественности, как за них принялся министр культуры Владимир Мединский.
Мединский отсекает лишнее
Заявив, что не планирует закрывать ни одно из 15 подведомственных учебных заведений, попавших в «нехорошие списки» Минобра, глава Минкульта, тем не менее, согласился, что перемены нужны.
В первую очередь Мединский предлагает избавить творческие вузы от «сторонних» факультетов, таких, как юридический, экономический и тому подобные. Специалистов такого профиля, по мнению министра, должны готовить профильные учебные заведения.
Проблема, о которой сказал министр культуры, действительно существует. В «лихих 90-х» многие учебные заведения, стремясь остаться на плаву, принялись открывать новые факультеты по востребованным специальностям, как правило, на коммерческой основе.
Но насколько этот вопрос актуален для творческих вузов?
Среди учебных заведений, которым Владимир Мединский предлагает избавиться от «лишних факультетов», были названы ВГИК, МАРХИ и Литинститут имени А. М. Горького.
Однако на сайте Литературного института сообщается, что в 2012 году институт вел набор студентов только по двум направлениям: «Литературное творчество. Литературный работник» и «Литературное творчество. Литературный работник. Переводчик художественной литературы».
Эту же информацию АиФ.ru подтвердили и в ректорате Литинститута:
— Никаких других факультетов у нас нет, мы готовим только таких специалистов, в соответствии с лицензией на право образовательной деятельности и решением Ученого Совета. Так что избавляться нам попросту не от чего.
Министр не любит «Ералаш»?
Во ВГИКе или, как он сейчас официально называется, Всероссийском Государственном Университете кинематографии имени С. А. Герасимова, существует 7 факультетов, из которых непрофильным можно признать разве что факультет продюсерства и экономики.
Однако выясняется, что этот факультет в вузе был основан еще в 1943 году, и исторически готовит специалистов, занимающихся организацией кинодела. Среди его выпускников руководители кинопроката и кинопроизводства. В нынешнее время факультет также готовит специалистов подобного профиля для телевидения.
В числе выпускников данного факультета, например, руководитель «Ералаша» Борис Грачевский и нынешний ректор ВГИКа, доктор искусствоведения Владимир Малышев.
— Наш факультет готовит специалистов по двум направлениям, — рассказал АиФ.ru декан факультета продюсерства и экономики ВГИКа Павел Огурчиков, — это «продюсерство» и «менеджемент». «Продюсерство» ориентировано на подготовку специалистов киноискусства и телевидения, занятых непосредственного организацией творческого процесса. «Менеджмент» действительно имеет более широкую ориентацию, но программа обучения построена так, что мы готовим не абстрактных менеджеров, а специалистов с уклоном в профильную отрасль. Могу сказать, что наши выпускники практически стопроцентно востребованы в кино- и телеиндустрии. Если говорить в цифрах, то в год на специальность «менеджмент» у нас поступает всего 10 человек. Не исключаю, что в свете выступления Владимира Мединского, с новым набором на эту специальность могут возникнуть определенные проблемы.
МАРХИ: ни юристов, ни экономистов
В МАРХИ, которому глава Минкульта также посоветовал избавиться от непрофильных факультетов, этому предложению удивились не меньше коллег.
Проректор по учебной работе МАРХИ Алексей Афанасьев сообщил, что вуз готовит специалистов только по двум специальностям — архитектор и архитектор-дизайнер. Никаких «посторонних» факультетов в МАРХИ нет и не было. Афанасьев предположил, что Мединский имел ввиду региональные вузы, которые в трудное время действительно набирали студентов на непрофильные специальности.
Что имел ввиду Владимир Мединский, знает только он сам. На практике же получается, что избавляться от непрофильных факультетов министр предложил в первую очередь как раз тем творческим учебным заведениям, у которых такой проблемы нет совершенно.
Студенты МАРХИ и Литинститута теперь, очевидно, икают непрерывно: российские чиновники в своей неуклонной заботе об оптимизации высшего образования чаще всего, к месту и ни к месту, поминают именно их «альма матер».
С таким подходом есть серьезные основания опасаться, что во время рубки образовательного леса будет такое количество щепок, от которого мало не покажется никому.