Нынешние дети читают гораздо меньше, чем я, когда был в их возрасте. У них сейчас и интернет, и айфоны, и триста каналов дома в телевизоре. У меня в 14 лет были только книги, да раз в месяц родители давали мне денег на кино. Я не виню современных детей – их мир совсем не тот, что был вокруг меня полвека назад. Но я продолжаю писать детские книги – две, последние на сегодня, рассказывают о моем коте по имени Кремер. Да-да, он тезка музыканта. Это большой толстый черный кот. Я считаю, что он совершенно необыкновенный.
Меня порой спрашивают о религиозном и патриотическом воспитании. Я не религиозен, но в 90-е годы вместе с певцом Шломо Арци сделал серию телепередач для детей по библейской истории. В ТАНАХе много поучительных рассказов, полезных для детей – о семье, о любви, о героизме. Это часть культуры. Знание библии не делает детей религиозными, но делает культурными – как чтение античных мифов, например. Мне в детстве читали ТАНАХ, я и Арци читали его детям, это полезный опыт.
Что же касается патриотического воспитания… Я ничего не имею против, я сам патриот Израиля. Но если это превращается в школе в основной предмет, по мне в этом есть что-то фашистское. Слишком патриотическое, слишком националистическое, слишком этноцентрическое – мне кажется, это неправильно. Дети должны знать родную историю и культуру, географию своей страны, ее животных и растения, но если учитель придет в класс к ребятам и заявит: «Сегодня я научу вас Родину любить!» – я сочту это педагогической ошибкой. Как и идеологию «наша страна - осажденная крепость». Недавно меня спросили, стоит ли заставлять детей и подростков ездить на экскурсии в Освенцим, ходить в музей Холокоста – Яд Вашем. Моих детей никто не заставлял. Когда им было 16-17 лет, в школе им предложили такую поездку. Я спросил – хотят ли они, они не захотели и не поехали. Им действительно не нужен был опыт посещения Освенцима - достаточно того, что они узнали на уроках истории и в Яд Вашеме. Мне говорили, что в Германии для немецких школьников такая экскурсия обязательна. Если это так - что ж, я не считаю, что это очень тяжелое наказание.
Как-то мне рассказали о книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу» - это письма детей Творцу всего сущего, - и спросили, что написали бы Богу израильские дети? Наверное, в Израиле больше писем, чем в других странах, начиналось бы со слов: «Боже, пожалуйста, принеси мир в нашу страну». Но в остальном, надеюсь, дети просили бы о чем-то личном: «пожалуйста, пусть у меня будет много друзей», «сделай так, чтобы меня любили в школе», «пожалуйста, заставь моих родителей снова жить вместе», «мой папа очень болен, вылечи его, Господи». Если ребенок потребует от Бога вернуть евреям Храмовую гору, это, на мой взгляд, будет уже проблема.