Примерное время чтения: 7 минут
2244

Как живется и работается российским учителям в Канаде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Встретим май снегом? 27/04/2011

За стенаниями об утечке за границу учёных мы проглядели утечку педагогов. «АиФ» выяснил, что особенно охотно их принимает Канада, где проживают сотни тысяч русских мигрантов. Что опять у НИХ лучше, чем у НАС?

Об уважении

- Ты пропустил петлю, - говорит школьный учитель по труду мальчику, у которого не получается связать носок. - Не переживай. Зато табуретка у тебя получилась суперская.

Трудовик может себе позволить подобные успокоительные речи. С тех пор как он переехал из России в Канаду, его нервы стали просто образцовыми.

- Раньше я всем был должен: директору - помочь с ремонтом, завхозу - поставить незаслуженную пятёрку внучке, родителям - убедить, что сбор средств на туалетную бумагу - это их добрая воля. На-до-е-ло! Здесь за поборы увольняют так, что потом даже санитаром не устроишься. Государство не жалеет денег на образование - это же его будущее. Но родители всё равно бухтят, когда им говорят, что экскурсии платные. Наверно, идеальной системы образования нет нигде. В Канаде за списывание рефератов из Интернета пришлось даже ввести «вышку» - исключение учащихся - настолько распространено оно было. Но очень важно: здесь не мешают работать. Мой друг теперь преподаёт в университете Торонто. Знаете, что ему там особенно нравится? Уважительное отношение студентов и личный кабинет - и эта мечта русского учителя есть у всех его коллег.

Пока мы общаемся, выглядываю в окно. Там собирается группа добровольцев: старшие помогают младшим справиться с трудными домашними заданиями. Быть общественником в Канаде почётно. Попечителям школ, например, даже платят зарплату - порядка 5 тыс. канадских долл. в год (около 150 тыс. руб.). За это они должны постоянно следить за обстановкой в образовательном учреждении. Они же выбирают его директора. А уже сам директор привлекает на работу учителей. Глава школы не мучает преподавателей заполнением кипы ненужных отчётов, как у нас. Поэтому у них есть время и на подготовку к уроку, и на свою семью. Вот и приходит он на урок спокойный, с парой шуток про запас. Отсюда и у учеников хорошие результаты. «А это, в свою очередь, выгодно экономике страны в целом, - пояснила мне сотрудник Министерства образования Онтарио. - Какая связь? Вокруг успешных школ строится больше домов, потому что на них больше спрос. Ипотека здесь более чем доступная - 4-5% годовых, берут её молодые семьи, для которых важно, чтобы ребёнок пошёл не абы в какую школу».

О дальновидности

- У нас 18 обязательных предметов, среди них математика и русский, - рассказала мне директор одной из школ. - Слышала, что в России хотят дать им вольный статус. На радостях старшеклассники перестанут их изучать, а подрастут - локти кусать будут. Дополнительными могут быть йога или мировые религии. Но не основа основ! И ещё: нельзя бросать отстающих. У нас с ними летом спецшколы бесплатно занимаются. И в новом учебном году они чувствуют себя полноценными личностями в своём классе. А ведь главное, чему мы можем научить детей, - помогать самим себе, быть личностями. Хвастаться неприлично. Поэтому мы учим их анализировать ситуацию и правильно себя преподносить, чтобы, повзрослев, они не стали низкооплачиваемыми «лошадьми» - этаким «костылём» для начальства. Родителям говорим: за каждую мало-мальскую удачу ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ!

Только как же эти чудо-педагоги допустили, чтобы школьник, затравленный в социальной сети своими одноклассниками, покончил с собой? «ЧП бывают во всех странах. Вопрос: какие из проблем делаются выводы? - парировал высокопоставленный чиновник из Минобразования. - Среди многих мер мы предприняли и такую: объяснили детям и родителям, что жалоба - это не доносительство. Если ученик видит, что кого-то обижают и нужна помощь взрослых, он должен (!) рассказать об этом директору, не боясь, что тот обнародует источник информации». Что удивительно: поговорив с учениками и их родителями, я убедилась, что они с педагогами и государством заодно - полное согласие, как в «розово-сопливой» мелодраме. Оттого-то у них и нет скандалов с липовыми стобалльниками по ЕГЭ - всё проверяет независимая (!) комиссия; трудолюбивым студентам нередко прощают образовательные кредиты (хотя они часто даются как беспроцентные ссуды). Чтобы избежать ошибок и застоя, каждые 7 лет пересматривается закон. Раз в 4-5 лет высаживаются десанты - специалисты, которые, например, в школах проверяют, то ли они получили от закона, что задумывали. Именно это и позволило сократить программу миграции по разделу «требуются с высшим образованием». Говорят, теперь Канаде нужны сантехники и плотники. Главное, чтобы не получилось: мы отдали учёных, учителей, а теперь ещё и «остатки» от слесарей.

Научите счастью!

В школах Германии и Австрии набирает популярность урок «Счастье». На нём пробуют натуральные продукты, которыми можно заменить вредные чипсы или газировку; берут под опеку пожилых людей; учатся доверять - переходят по балке, которую держат сверстники. «Дети чувствуют настоящие эмоции, учатся, как получать от них радость и пользу, - поясняет основатель предмета Эрнст Фритц-Шуберт. - Ведь современный ребёнок заменяет реальные переживания виртуальными. Я мальчишкой был счастлив, что залез на дерево и достал самое красивое яблоко, когда собрал для мамы букет цветов. А они радуются только новой компьютерной игре да большому гамбургеру. Задача обучения школы меняется. И если школа будет давать только голую информацию, то станет не нужна: ведь её легко найти в Интернете. Сегодня важнее не рассказать о том, как открыли Америку, а научить тому, как жить в семье и обществе, находить удовольствие в своей будущей работе, повседневных делах». Главное, по мнению педагога, чтобы дети поняли: если искать счастье, его не будет. Надо уметь находить в жизни причины, чтобы его ощутить, - ведь оно всегда рядом. Как? В беседе можно поймать положительную мысль, а она, в свою очередь, запустит двигатель счастья. А счастливый человек запрограммирован на успех! В других немецких школах есть предмет «Стать взрослым». Это дискуссионный клуб, где подростки могут открыто поговорить о вредных привычках, «взрослых» вопросах. Здесь со взрослыми не только можно, но и нужно спорить.

Письмо читателя

Школа против учителей

Хочу работать в государственной школе! Но, пока я уважаю себя и своих учеников, не могу этого сделать.

Дело не только в маленькой зарплате. Учитель готов работать и за несчастные по московским меркам 20-30 тыс. руб. Главное - авторитарная, коррумпированная система, по которой сегодня работает школа! Учитель абсолютно бесправен. За каждой ерундой он должен бежать к начальству спрашивать разрешение, вынужден клепать липовую документацию, по приказу начальства завышать оценки деткам спонсоров школы…

Я преподавала иностранный язык в одной из лучших школ столицы. Получала 87 руб. в месяц на методическую литературу. Хватит этих денег на учебники, рабочие тетради, аудиоматериалы? Нет. Как и все учителя, вынуждена была всё приобретать на свои деньги. Магнитофон, без которого не проведёшь хорошее занятие, предложили купить самой, раз уж МНЕ это надо. Что говорить о технике, когда мы с детьми занимались в кабинетах, в которых не было доски? Даже в беднейших школах Африки во всех классах есть доски - в ширину стены! Как предлагают учителям выходить из положения? Идти с протянутой рукой к родителям. А мне стыдно! Но у руководства я не могла выпросить даже совок и веник для кабинета. Спросила у директора, почему даже на это нет денег, мне ответили: если что-то не нравится - знаешь, где дверь. Ты не задаёшь лишних вопросов, и к тебе в работу не лезут. К сожалению, многих учителей это устраивает: они, разочаровавшись в системе, работают спустя рукава, вписавшись в коррупционную цепочку.

Инна Завалишина, педагог, г. Москва

Полное интервью с Инной Завалишиной читать здесь

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах