Там, где спокойно
«Создание любого кластера, а образовательного - в наибольшей мере - невозможно без готовности структур к взаимодействию, - отмечает главный редактор федерального интернет-проекта «Оценка качества образования» Юлия Сандлер. - Иными словами, школы, колледжи, инновационные школы, профтехучилища, вузы должны быть готовы к обмену опытом, к формированию единого подхода к образованию и образовательных стандартов. Кроме того, важно учитывать, что многонациональный Северный Кавказ - один из самых трудных российских регионов. Поэтому национальные и религиозные факторы должны быть учтены при формировании кластера».
Эти факторы могут оставить «за бортом» некоторых соискателей, желающих приютить образовательный кластер на своей базе. Так, нестабильность в восточной части Кавказа (в Чечне, Ингушетии, Дагестане), по единодушному мнению экспертов, понижает их шансы в борьбе за это право. Есть также республики, которым может помешать наличие старых, не до конца урегулированных межрегиональных конфликтов: несмотря на наличие добротных учебных заведений, там могут быть проблемы с привлечением студентов из соседних регионов.
Данное обстоятельство даёт естественное преимущество единственному «русскому» региону округа - Ставрополью и центральному для него Ставропольскому госуниверситету. Это один из новых (преобразован из пединститута в 1996 году), но динамично развивающихся университетов, уже реализующий идею кластера в том, что ежегодно проводит распределение выпускников при непосредственном участии компаний-работодателей. Однако этот вуз может и не остаться без конкурентов.
Самым территориально близким к нему и весьма реальным конкурентом может стать Пятигорск. Он хорошо подходит под идею кластера тем, что вмещает сразу два известных университета - лингвистический и технологический - и уже сегодня является желанным местом учёбы для молодёжи из целого ряда «национальных» республик.
Выучиться и найти работу
С другой стороны, если говорить о готовности разных участников образовательного процесса к взаимодействию (важность чего отмечают эксперты), то хорошие перспективы при выборе месторасположения кластера получает и Кабардино-Балкария. Здесь уже более десяти лет развивается непрерывная система образования: под эгидой местного университета работают лицей для одарённых детей и шесть колледжей, где получают среднее профессиональное образование более 5000 человек. Может республика предъявить и высокие результаты в области образовательной «мобильности», о которой говорил Дмитрий Медведев: сейчас в университете столицы республики учатся 404 иностранных студента, а также студенты из всех регионов Юга России. В целом же в Нальчике сейчас проходят обучение студенты 30 национальностей. Местная сельхозакадемия также может заявить о готовности стать частью кластера, поскольку реализует другой принцип, озвученный Хлопониным: 160 человек сейчас учатся в этом вузе в рамках договора с местным Минсельхозом, который по окончании обязуется их трудоустроить.
«Неоднократно эксперты нашего проекта по оценке качества образования говорили, что отсутствие связи между учебными заведениями, с одной стороны, и предприятиями и ведомствами, с другой, существенно тормозит развитие экономики, - подчёркивает Юлия Сандлер. - А формирование любого рода кластеров призвано возродить экономику региона, что Северному Кавказу крайне необходимо». А если мыслить глобально, то необходимо и тем регионам, где может найти своё место образовательный кластер, и тем регионам, которые услугами этого кластера воспользуются..
*Кластер - объединение нескольких однородных элементов.