Многие уверены: без репетитора экзамен хорошо не сдать. Это подтверждают как опросы родителей, так и анкеты школьников. И это вовсе не 1-2 двоечника в классе, которые вдруг решили взяться за ум и поучиться, а от 60% до 90% учеников. Как же так, ведь все эксперты в один голос уверяют: задания экзаменов составляются исключительно по школьной программе. Дети не могут её освоить или учителя неспособны научить?
Глупость или лень?
«Это ненормальная ситуация, - считает Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ. - Ребёнок должен учиться в школе без помощи репетиторов». На деле же получается, что за образование своих чад мы платим дважды - сначала как налогоплательщики в бюджет, а потом ещё раз напрямую из собственного кармана.
Но, оказывается, наши дети не столько бестолковые, сколько... ленивые. «Мы регулярно проводим опросы детей, связанные с ЕГЭ, и выяснили удивительный факт, - говорит Иван Ященко, учитель математики, директор Московского центра непрерывного математического образования, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике. - Даже в ведущих школах с высоким качеством образования у детей есть платные учителя. Но что даёт репетитор тем, кто с ним занимается? Вы не поверите - не знания! А ответственный подход и мобилизацию. Скажем, в школе он «балду пинает», ленится, не всегда выполняет домашние задания. Но когда рядом с ним сидит посторонний человек и следит, чтобы ребёнок занимался, то он уже не может уклониться, потому что понимает: за это заплачены деньги. То есть родители платят за то, чтобы ребёнок учился. Поэтому если мама и папа не приучили его самостоятельно учиться в более раннем возрасте, то придётся, видимо, раскошелиться».
Главное - это репутация
Но вот вопрос: где найти толкового преподавателя на дому? «Дочь-девятиклассница занимается с репетитором, а пробные варианты ГИА по математике решает плохо. При этом школьные учителя наотрез отказываются от частных уроков», - пожаловалась «АиФ» наша читательница.
Дело в том, что новый закон «Об образовании в РФ» прямо запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками той школы, где они преподают. Это сделано для того, чтобы у недобросовестных преподавателей не возник соблазн специально снизить качество обучения на уроке, ставить плохие оценки, а потом тянуть деньги из кармана родителей на дополнительные уроки.
Ещё одно место, где не стоит искать репетитора, - это вуз. Раньше, когда дети готовились к поступлению в конкретный вуз, они стремились посещать именно его подготовительные курсы, заниматься с его преподавателями. Сейчас лишь редкие институты используют дополнительный внутренний экзамен при поступлении, а в большинстве случаев нет смысла обращаться к вузовским педагогам. «Экзамен теперь единый, его бесплатные демоверсии заранее можно найти в Интернете, - поясняет Иван Ященко. - Они как раз позволяют понять, где есть пробелы в знаниях, нужен ли репетитор и по какому предмету».
Интернет-сайты, форумы, объявления в газетах - тоже не самый надёжный источник. «Главное - это экспертные оценки, рекомендации окружающих, - считает Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. - Опросите своих знакомых: с кем занимались дети, как сдали ЕГЭ, в какой вуз поступили».
Но ещё важнее не накручивать детей, не заставлять заниматься до последних сил, требуя постоянно высоких баллов и отличных оценок. Дети обычно и сами прекрасно понимают, что будет, если они плохо сдадут ЕГЭ. В конце концов, его можно пересдать на следующий год. А вот искалеченную психику и здоровье уже ни за какие деньги потом не поправишь.