В обществе не утихает дискуссия о том, как должно развиваться российское образование, чему следует обучать школьников и студентов. Одни родители тихо возмущаются реформами Министерства образования, другие уповают на то, что их дети смогут избежать нежелательных нововведений в государственных школах, посещая частные учебные заведения. Некоторая часть родителей пытается сплотиться и, не тратя силы на разговоры, выработать новую концепцию образования, чтобы предложить её власти.
В Нижнем Новгороде инициативная группа родителей с прошлого года пытается привлекать внимание к проблемам школьного образования. Они устраивают пикеты и собирают подписи неравнодушных родителей, добиваясь создания — хотя бы в Нижнем — так называемых чартерных гражданских школ.
Чартер — это «договор»
«Чартерные гражданские школы — это общеобразовательные учебные заведения, которые создаются усилиями родителей, учителей и государства на договорной основе на средства, выделяемые государством же, — объясняет доцент кафедры истории религии и культуры Нижегородского университета Фёдор Дорофеев. — Предполагается, что в чартерных школах будут соблюдены требования к основному объёму предоставляемых ученикам знаний, но родители смогут сами определять, что конкретно станут изучать дети в программе учебных предметов, а от чего откажутся».
Такие школы уже существуют в Соединённых Штатах Америки, Канаде и Европе. Сильный толчок развитию движения за чартерные школы дал мировой кризис 2008 года. Например, в Канаде в каждом втором городе градообразующее предприятие — это университет с кампусом, которые обслуживает немалая часть населения. После кризиса некоторые из них пришли в запустение. Обеспокоенные горожане начали восстанавливать инфраструктуру кампусов, приглашать специалистов и с разрешения местного министерства образования вводить собственные образовательные программы. При университете открывают чартерную (договорную) школу. «Обычно такая школа небольшая, в ней все друг друга знают, — говорит Фёдор Дорофеев. — Туда не придёшь с оружием, в ней труднее нарушать дисциплину и продавать наркотики. Содержание обучающих программ обсуждается между преподавательским коллективом, родительским советом и правительством штата». В России чартерных школ пока нет: нижегородцы могут стать первопроходцами в этом вопросе. «Мы не собираемся слепо копировать американский опыт, — объясняет активист, — к тому же у нас в России накоплен самобытный и во многом самодостаточный образовательный опыт. Но почему бы не воспользоваться хорошей формой для того, чтобы этот опыт оформить на благо ученикам?»
Чем недовольны родители
Почему вообще появилась подобная инициатива? Казалось бы, Конституция РФ гарантирует каждому бесплатное среднее образование, и остаться безграмотным в нашей стране почти невозможно. Но проблема состоит в том, что основной закон нашего государства конкретно не оговаривает, какой именно объём бесплатных знаний гарантирован каждому российскому школьнику. Решать, чему именно будут обучаться дети, будет Министерство образования. «Забывая спросить, чего хотят учителя, родители и дети», — говорят приверженцы гражданских школ.
Противники действующей системы образования считают, что качество российского образования, по сравнению с советской школой, стало намного хуже: «Министерство образования лихорадочно внедряет одно новшество за другим, снимая кальку с Запада, но это приводит с каждым годом к тому, что нынешние школьники в среднем знают намного меньше, чем в своё время их мамы и папы, учившиеся в советской школе».
Выбора нет
Гражданские чартерные школы видятся активистам некой панацеей, способной реанимировать современное образование, помочь подняться ему на более качественный уровень. Они дают главное, чего сейчас лишены учителя и родители — возможность самим определять особенности образовательного процесса в рамках обязательной программы обучения. Казалось бы, такие школы, где решение по школьной программе остаётся за учителями и попечительским советом, уже есть — частные. Но они доступны только для детей обеспеченных родителей, а большинству семей они не по карману.
«Мы против того, чтобы качественное образование было недоступно для подавляющего большинства населения, — говорит Фёдор Дорофеев. — Гражданские школы дают родителям возможность выучить детей тому, чему считают нужным, на налоги, которые платят государству».
Сейчас же у большей части российских родителей нет иного выбора, как просто отвести ребёнка в ближайшую школу по месту жительства и сдать его на милость чиновников от образования. «В капиталистическом обществе во главе угла — деньги, — считает Дорофеев. — Поэтому сейчас делается упор на экономию, финансовую целесообразность, в том числе и в образовании. Нередко Министерство образования не может обеспечить всех школьников даже бесплатными учебниками. В 1941 году в Узбекистане тоже не хватало учебников к началу сентября. Они в то время печатались в Ленинграде. И несмотря на то, что вокруг города уже шли бои с фашистами, ленинградцы сумели напечатать недостающие учебники для узбекских детей. Зато сейчас мы экономим!»
На данный момент, по мнению Дорофеева, перед школой ставится задача воспитать не творца, а невзыскательного потребителя. Что не устраивает ни родителей, ни детей, ни учителей.
Подписи собраны. Что дальше?
С лета 2013 года активисты местного отделения проводили пикеты в городах Нижегородской области и областном центре и собрали даже больше двух тысяч подписей граждан, необходимых для того, чтобы передать это предложение на рассмотрение в Законодательное собрание Нижегородской области. Власти будут обязаны рассмотреть инициативу граждан, и, возможно, родится новый закон, который наряду с государственными и частными школами позволит создавать чартерно-государственные школы. По словам Фёдора Дорофеева, в Законодательном собрании отнеслись к инициативе нижегородских родителей положительно, считая это одним из проявлений нарождающегося гражданского общества.
Родители уже готовят проект нового закона, который предложат на рассмотрение депутатам. Однако далеко не все педагоги считают эту идею перспективной.
Комментарий:
Мария Шебалкина, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 151 г. Нижнего Новгорода с углублённым изучением отдельных предметов.
– Если в советское время родители чётко понимали, что собой представляет школа, в которую они отдают ребёнка (например, школа с углублённым изучением предметов), и какой объём знаний он получит, то сейчас закон об образовании никак не регламентирует статус самой школы: просто образовательное учреждение и всё. У нас очень унифицированная система образования, а единственный критерий результативности работы школы — это итоги ЕГЭ. Но любому очевидно, что творческий человек не может быть уложен в рамки теста. Не могут все ходить в серых шинелях, у кого-то должны быть и красные бантики. Поэтому появление такой инициативы о создании новых форм школьных учреждений вполне закономерно. Хотелось бы, чтобы проект создания и развития таких школ писали профессионалы, которые не понаслышке знакомы с педагогической работой. Педагогика — это не та сфера деятельности, где можно бездумно идти на эксперименты. Как говорится в одном всенародно любимом фильме: «Ошибки педагогов не так заметны, но, в конечном итоге, они обходятся очень дорого». Если педагогический коллектив и инициативная группа родителей смогут вместе грамотно воплотить проект договорной школы, например, при университете или другом наукоёмком учреждении, это можно только приветствовать. Но я считаю, что такая школа никогда не станет массовой, что должны понимать инициаторы проекта. На мой взгляд, чтобы отойти от жёстких ограничений, следовало бы предусмотреть ещё и различные формы финансирования школы, чтобы стали возможны, например, и спонсорская помощь, и родительское финансовое участие. Сейчас же это запрещено. Думаю, что без разносторонней финансовой поддержки проект договорной школы осуществить будет трудно.