Круглый стол, который провёл первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор направления «Экологическое образование» федерального партийного проекта «Экология России» Геннадий Онищенко, был, что называется, аншлаговым. В зале не осталось свободных мест, а число спикеров перевалило за три десятка. Среди них были депутаты Государственной думы, преподаватели школ и ведущих вузов страны, студенты — будущие экологи, представители бизнеса и СМИ.
Участники круглого стола обсуждали, как можно сделать российское образование «зелёным», как приспособить его под нужды «зеленой» экономики. Они поделились мыслями и опытом по поводу того, как построить цепочку экологического образования и просвещения «Школа — вуз — работодатель», и обозначили главную цель: экологически грамотная молодежь.
Сегодня 73 вуза страны проводят обучение по тем или иным экологическим специальностям, но среди выбравших это направление — всего 4% студентов. «Это очень низкий показатель», — считает Ирина Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ. Она убеждена в том, что экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным.
Экологическую тематику надо интегрировать во все учебные программы. Осуществить эту задумку могут педагоги любых специальностей, если только они готовы передавать экологические знания, умения и навыки.
По словам Александра Фокина, члена Комитета Государственной думы ФС РФ по экологии и охране окружающей среды, эко-образование невозможно без соответствующей стратегии.
Уже сейчас созданы основные законы в этой сфере, но для перехода России к устойчивому развитию требуется принять дополнительные меры по разработке Стратегии экологического образования и просвещения в России. Александр Фокин предложил ввести в школьную программу урок экологии в качестве обязательного предмета: «Россия — крупнейший котел, где „варится“ климат. В этих условиях важно сформировать экологически грамотное поколение, понимающее важность сохранения окружающей среды».
Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин считает, что надо вообще изменить федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), чтобы уровень школьного экологического образования вырос: «Необходимы не только знания, но и навыки того, как нужно вести себя и успешно действовать в повседневной жизни с пониманием того, как люди в обществе связаны друг с другом и с природными системами, как они могут сделать эту связь устойчивой».
Представитель АК «РУСАЛ» Алексей Спирин заявил, что у них в холдинге уже сегодня требуются инженеры-экологи (молодые специалисты) и найти их не так-то просто. Исполнительный директор фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин считает, что в вузах экологические предметы должны стать обязательными для всех студентов. По мнению представителей крупного бизнеса, современные предприятия испытывают потребность в экологах, которые умеют принимать грамотные проектные решения.
Известный телеведущий Николай Дроздов рассказал о проекте «Единой России» «Экология России» и всероссийском экологическом уроке для школьников «Сделаем вместе!», в котором приняли участие больше миллиона мальчишек и девчонок по всей России. Идея урока принадлежала руководителю аппарата партийного проекта «Экология России» Роману Романову. «Инициативу поддержал Геннадий Онищенко, возглавивший направление „Экологическое образование“ партийного проекта, — продолжил Николай Николаевич. — Уверен, планы по экологическому просвещению и образованию, намеченные на 2018 год, будут успешны и принесут удвоенные результаты».
Советник генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» Николай Терещенко свидетельствовал: еженедельник также принимает самое непосредственное участие в проекте «Экология России», и интерес к этой теме проявляют все регионы страны, где выходит наша газета. Всего о вопросах, так или иначе связанных с экологией, в «АиФ» вышло более 5 тыс. публикаций, и многие из них были посвящены именно аспекту образования: от детских садов до вузов.
Также на круглом столе обсуждали ключевые компетенции специалистов, необходимые для перехода России к устойчивому экологическому развитию, а студенты МГИМО рассказали о том, как они собираются пропагандировать ценности устойчивого развития среди молодых.