На эти и другие вопросы «АиФ» ответил председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Татьяна Богданова, «АиФ»: — Владимир Владимирович, не заменит ли единый «Российский экологический оператор» множество региональных операторов?
Владимир Бурматов: — Нет, это законодательно невозможно. «Российский экологический оператор» будет курировать работу региональных операторов, заниматься новыми технологиями, распределять между регионами средства экологического сбора. Если это будет реальная помощь — хорошо. Регоператоры сегодня брошены на произвол судьбы, а проблем у них много. И основная — губернаторы, которые пытаются «творчески» с ними работать. В одних регионах в конкурсе выиграли свои ребята, и для них созданы тепличные условия: им разрешили сваливать мусор по старинке под открытым небом и при этом от щедрот душевных «подарили» такие тарифы, от которых население уже плачет. И есть противоположные ситуации, когда в конкурсе победил не близкий к губернатору регоператор, поэтому ему выкручивают руки, резко занижают тарифы, не дают работать. В некоторых регионах всё было готово для перехода на новую систему обращения с ТКО, но он не состоялся.
Где отложили реформу?
— То есть реформа началась не везде?
— По данным нашего комитета, с 1 января на новую систему обращения с отходами полностью перешли 60 регионов. Ещё 11 — частично. Реформу отложили на разные сроки в Амурской, Архангельской, Курганской, Ленинградской, Владимирской, Омской и Рязанской областях, а также в Еврейской АО, Забайкальском и Хабаровском краях, Ненецком АО, Приморье и Бурятии. Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю разрешили сохранить действующую систему обращения с отходами до 1 января 2022 г.
— Когда анонсировали реформу, говорили, что платить надо будет не за квадратные метры, а за каждого прописанного человека. При этом, например, в Нижнем Новгороде в многоквартирных домах считают по метражу, а в частных — «по головам». Почему такая путаница?
— Действительно, с оплатой много путаницы, и некоторые регионы, несмотря на чёткие рекомендации правительства считать с каждого человека, оставили расчёт по метражу. Тем не менее больше чем в 90% субъектов плата берётся за каждого жильца, зарегистрированного в данном помещении.
Почему тарифы такие разные?
— Многие деревенские жители жалуются, что им установили такой же тариф, как горожанам, несмотря на то что много мусора они сжигают в печах, а пищевые отходы складывают в силосные ямы для удобрений...
— Безобразие, что некоторые регионы не сделали дифференциацию тарифов. Есть субъекты, где тарифы одинаковы как для жителей отдалённых сёл, так и для жильцов многоквартирных домов в областном центре, где в супермаркете на 1-м этаже им чуть ли не каждый апельсин завернут в бумажку, положат на подложку из поливинилхлорида и засунут ещё в пакет из полиэтилена... И только два субъекта ввели дифференциацию тарифов для домов с газовым и печным отоплением. Хотя очевидно, что у тех, кто имеет печь, остаётся совсем мало отходов и несправедливо выкатывать им высокий тариф.
Вообще, плата за мусор будет очень разной по регионам — от 50 до 300 руб. и больше с человека в месяц. Но увидеть картину в целом по стране можно будет только в феврале, когда придут платёжки. В 1/3 регионов тарифы были установлены прямо накануне Нового года. Где-то ФАС по запросу нашего комитета отменила завышенные расценки, где-то субъекты сами начали их снижать, видя пристальное внимание к этой теме. Но главный подводный камень, который мы должны сейчас проверить, — уменьшат ли управляющие компании стоимость жилищных услуг, в которую раньше входила плата за мусор, не будет ли двойных оплат.
— Регионы, в которых реформа началась в 2018-м, как раз говорили о том, что новый платёж появился, а жилищные услуги не подешевели.
— Есть опасения, что нередко будет наблюдаться двойная оплата. Только там, где губернаторы возьмут вопрос под свой личный контроль, этого не произойдёт.
— Кстати, как вы и предсказывали на страницах «АиФ», новый год начался с мусорного коллапса в некоторых городах.
— В ряде регионов действительно начало реформы провалилось плюс добавились традиционные сложности с вывозом мусора в период длинных праздников. При этом хочу подчеркнуть: в конце года Госдумой был принят пакет поправок, которые мы назвали страховкой от мусорного коллапса и которые дали регионам пространство для манёвра. Если бы их не было, наоборот, единичные регионы избежали бы мусорного коллапса.
Зачем шведам наш мусор?
— Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин недавно заявил, что мы можем вывозить мусор в Швецию и зарабатывать на этом. Неужели это реально?
— Да, Швеция импортирует мусор из Германии и Великобритании. Но насколько выгодно будет везти его из России, мне пока трудно представить. Хочется посмотреть экономические расчёты правительства, которых мы пока не видели. К тому же шведам интересен только разделённый на фракции мусор. А у нас в 80% регионов не слышали о раздельном сборе мусора, и он даже не включён в территориальные схемы размещения отходов. То есть не предусмотрены разные баки на площадках и отдельные мусоровозы, которые не будут сваливать всё в одну кучу; нет в планах мусороперерабатывающего завода и т. д. Только в 20% регионов (ЯНАО, Мордовии и ряде других) тематика раздельного мусора хотя бы учтена в схемах.
Да и можно не ехать в Швецию: у нас есть регионы, которые сами готовы покупать мусор. Более 80 предприятий по переработке бумаги, пластика, стекла или металла простаивают, загружены лишь на 30–40%. Они с руками оторвут разделённое сырьё. А смердящая и гниющая на полигонах гадость, которая по-прежнему сваливается под открытым небом, не нужна ни нам, ни шведам.
— Все понимают, что изменения необходимы, что страна завалена мусором и пора наводить порядок. Но почему реформа проводится за счёт простых граждан? Предполагаются ли другие инвестиции?
— По подсчётам нашего комитета, 35–40 млрд руб. в год можно направлять регионам на введение в эксплуатацию мощностей по переработке мусора. Что это за деньги? Это средства экологического сбора. Он взимается с предприятий, которые не могут сами обеспечить переработку упаковки или товаров, потерявших товарные свойства. Сейчас Росприроднадзор собирает эти деньги лишь с 10% компаний, объём сборов всего 3 млрд руб. Потому что платёж, как ни странно, добровольный, за его неуплату не предусмотрена ответственность. Только в конце прошлого года правительство внесло в Думу поправки, которые её устанавливают. Так что резерв для инвестиций в отрасль есть, и его надо задействовать. Причём эти средства законодательно «окрашены» — они целевые и могут пойти только на сортировку и переработку мусора. Потратить их на что-то другое или пустить на очередной полигон нельзя.