26 сентября Комитет Государственной думы по энергетике провел круглый стол на тему «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК».
Ответственное отношение
Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный подчеркнул, что в понедельник Россия приняла Парижское соглашение, которое определяет рамки многостороннего сотрудничества в связи с изменением климата на период после 2020 года. Соответствующее постановление было подписано председателем правительства РФ, а на мероприятии участники круглого стола обсудили последствия этого решения.
По мнению Завального, Россия ведет себя ответственно и принятие Парижского соглашения в очередной раз подтверждает эту ответственность. «Сегодня 44% выбросов парниковых газов в мире производят всего четыре страны: Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего 3% эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49% за период 1990-2017 гг. Для сравнения: Евросоюз, занимающий второе место, за этот же период сократил эмиссию парниковых газов на 24,5%. 75% выбросов парниковых газов в России приходится на четыре отрасли: электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию. Причем во всех секторах, кроме транспорта, происходит заметное снижение общих объемов выбросов. Основными драйверами изменения выбросов парниковых газов в России являются общие тенденции развития экономики, изменение структуры ВВП, сдвиги в структуре топливного баланса, повышение энергоэффективности. Общий энергобаланс страны является „чистым“: в нем доминируют природный газ, атомная энергия и гидроэнергетика. Кроме того, Россия вносит существенный вклад в глобальное снижение эмиссии парниковых газов, распространяя по миру безуглеродные технологии — например, в области атомной энергетики», — отметил он.
Первый заместитель председателя комитета Сергей Есяков озвучил список наиболее спорных вопросов, связанных с принятием соглашения. Среди них — потенциал документа как инструмента влияния на мировую климатическую политику, предлагаемые механизмы, их обязательность, эффективность и риски для российской экономики и энергетики, корректность применяемых систем оценки выбросов, необходимые изменения в законодательной базе страны. Также он отметил важность учета позиции ТЭК при принятии решений по причине его вклада в ВВП и бюджет страны.
Россия уже обогнала другие страны
Статс-секретарь, заместитель министра энергетики России Анастасия Бондаренко подчеркнула, что консолидированное мнение компаний и экспертов ТЭК будет таковым и впредь. Важность принятия соглашения очевидна: оно даст нашей стране возможность влиять на принятие решений по климату в мировом масштабе и участвовать в механизмах устойчивого развития. При этом российская доктрина энергетической безопасности указывает на недопустимость ущемления интересов стран-производителей энергоресурсов при реализации международной климатической политики. Россия будет четко отстаивать свои интересы на всех площадках.
Также представитель Минэнерго перечислила меры для снижения негативного влияния на климат, которые уже реализуются. В их числе — повышение энергоэффективности (наибольшим техническим потенциалом в этом плане обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность), внедрение наилучших доступных технологий, расширение применения газомоторного топлива, повышение уровня утилизации и полезного использования попутного нефтяного газа и развитие лесного хозяйства.
Также она обратила внимание аудитории на проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития. Он должен будет сыграть ключевую роль в реализации задач в области климатической политики. Проект должен законодательно оформить регулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу и (или) к поглощению из атмосферы парниковых газов. Кроме того, он предусматривает введение целого ряда мер: квотирование выбросов парниковых газов, установку разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц, введение сбора за выбросы сверх разрешенных объемов, внедрение механизма оборота единиц сокращения выбросов.
Отмечается, что позиции профильных органов власти, компаний ТЭК и экспертов по нормам, содержащимся в проекте, разнятся. В связи с этим Анастасия Бондаренко предложила комитету как можно скорее сформулировать и направить в правительство свои рекомендации, сформированные с учетом мнения представителей ТЭК, пока проект находится на стадии согласования. Это необходимо сделать для учета интересов энергетической отрасли.
Советник Департамента международных организаций МИД России Инна Романченко подчеркнула, что при подготовке к принятию соглашения Россия отстаивала приоритеты национальной политики в сфере энергобезопасности, энергоэффективности с учетом возможностей развития российской экономики.
Руководитель проектного офиса Минприроды РФ по реализации федерального проекта «Чистая страна» Вадим Петров подчеркнул, что Россия не просто способна легко достичь целевых показателей соглашения и выполнить взятые на себя обязательства. Она уже обогнала по снижению выбросов все остальные страны, участвующие в соглашении. По мнению министерства, подписание документа окажет позитивное влияние на экономику страны, ускорит технологическую модернизацию, увеличит долю несырьевого экспорта и повысит энергетическую эффективность. Также принятие соглашения поможет привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику и будет способствовать развитию «зеленых» технологий. Однако в нем содержатся и риски для российской экономики, связанные с предполагаемыми механизмами введения «углеродного сбора», системы торговли квотами и создания «безуглеродных зон». Суть их в том, чтобы облагать дополнительными пошлинами или налогами со стороны мирового сообщества экспорт продукции, произведенной в странах с низким уровнем регулирования выбросов. Такие механизмы могут нанести ущерб экономикам, в структуре экспорта которых преобладает продукция ТЭК. Кроме того, опасения вызывает отсутствие единой системы и методологии оценки масштабов выбросов.
Механизмы для снижения выбросов
Представители компаний ТЭК и отраслевых экспертных институтов рассказали о той работе, которая ведется отраслью в части снижения выбросов, а также высказали серьезные опасения, связанные с предлагаемыми механизмами. Среди них — квотирование выбросов парниковых газов, установление разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц, введение сбора за выбросы сверх разрешенных объемов, внедрение механизма оборота единиц сокращения выбросов.
Такая конструкция регулирования с квотированием и сборами за выбросы парниковых газов создает неопределенность для инвесторов, ограничивая возможность расширения и создания новых производств в ключевых отраслях экономики, включая ТЭК. Это, в свою очередь, будет препятствовать обеспечению темпов экономического роста на уровне выше среднемирового и скажется на реализации национальных проектов. Одновременно с этим существуют более «мягкие» меры для снижения количества выбросов парниковых газов, требующие меньших затрат на единицу сокращения выбросов, но обладающие значительным потенциалом.
Также представители ТЭК заявили о важности взвешенного подхода к развитию в России так называемой безуглеродной генерации. Отечественная энергетика и так может считаться едва ли не самой низкоуглеродной, а доля ВИЭ с учетом гидроэнергетики и атома в ней достигает 37%. Кроме того, регионы существенно различаются по экономически обоснованному потенциалу сокращения выбросов парниковых газов. Эффективное развитие ВИЭ-генерации возможно лишь на некоторых территориях. При этом снижения выбросов парниковых газов можно достичь путем расширения использования самого экологически чистого из традиционных видов топлива — природного газа, запасы которого в нашей стране огромны. Потенциал кроется в дальнейшей газификации регионов России, расширении применения газа в качестве моторного топлива и в перспективе — применении метановодородных технологий.
По итогам острой дискуссии были сформулированы рекомендации для профильных органов власти. Парламентарии считают, что первым делом необходимо разработать стратегию климатической политики в связи с принятием Парижского соглашения, затем — систему оценок, и лишь потом приступать к созданию конкретных законодательных актов с учетом возможностей и задач экономики и энергетики России.