26 сентября Комитет Государственной думы по энергетике провел круглый стол на тему «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК».
Ответственное отношение
Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный подчеркнул, что в понедельник Россия приняла Парижское соглашение, которое определяет рамки многостороннего сотрудничества в связи с изменением климата на период после 2020 года. Соответствующее постановление было подписано председателем правительства РФ, а на мероприятии участники круглого стола обсудили последствия этого решения.
По мнению Завального, Россия ведет себя ответственно и принятие Парижского соглашения в очередной раз подтверждает эту ответственность. «Сегодня 44% выбросов парниковых газов в мире производят всего четыре страны: Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего 3% эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49% за период 1990-2017 гг. Для сравнения: Евросоюз, занимающий второе место, за этот же период сократил эмиссию парниковых газов на 24,5%. 75% выбросов парниковых газов в России приходится на четыре отрасли: электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию. Причем во всех секторах, кроме транспорта, происходит заметное снижение общих объемов выбросов. Основными драйверами изменения выбросов парниковых газов в России являются общие тенденции развития экономики, изменение структуры ВВП, сдвиги в структуре топливного баланса, повышение энергоэффективности. Общий энергобаланс страны является „чистым“: в нем доминируют природный газ, атомная энергия и гидроэнергетика. Кроме того, Россия вносит существенный вклад в глобальное снижение эмиссии парниковых газов, распространяя по миру безуглеродные технологии — например, в области атомной энергетики», — отметил он.
Первый заместитель председателя комитета Сергей Есяков озвучил список наиболее спорных вопросов, связанных с принятием соглашения. Среди них — потенциал документа как инструмента влияния на мировую климатическую политику, предлагаемые механизмы, их обязательность, эффективность и риски для российской экономики и энергетики, корректность применяемых систем оценки выбросов, необходимые изменения в законодательной базе страны. Также он отметил важность учета позиции ТЭК при принятии решений по причине его вклада в ВВП и бюджет страны.
Россия уже обогнала другие страны
Статс-секретарь, заместитель министра энергетики России Анастасия Бондаренко подчеркнула, что консолидированное мнение компаний и экспертов ТЭК будет таковым и впредь. Важность принятия соглашения очевидна: оно даст нашей стране возможность влиять на принятие решений по климату в мировом масштабе и участвовать в механизмах устойчивого развития. При этом российская доктрина энергетической безопасности указывает на недопустимость ущемления интересов стран-производителей энергоресурсов при реализации международной климатической политики. Россия будет четко отстаивать свои интересы на всех площадках.
Также представитель Минэнерго перечислила меры для снижения негативного влияния на климат, которые уже реализуются. В их числе — повышение энергоэффективности (наибольшим техническим потенциалом в этом плане обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность), внедрение наилучших доступных технологий, расширение применения газомоторного топлива, повышение уровня утилизации и полезного использования попутного нефтяного газа и развитие лесного хозяйства.
Также она обратила внимание аудитории на проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития. Он должен будет сыграть ключевую роль в реализации задач в области климатической политики. Проект должен законодательно оформить регулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу и (или) к поглощению из атмосферы парниковых газов. Кроме того, он предусматривает введение целого ряда мер: квотирование выбросов парниковых газов, установку разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц, введение сбора за выбросы сверх разрешенных объемов, внедрение механизма оборота единиц сокращения выбросов.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/018/048/d4219acaa7441902810283dc06745612.jpg)
Отмечается, что позиции профильных органов власти, компаний ТЭК и экспертов по нормам, содержащимся в проекте, разнятся. В связи с этим Анастасия Бондаренко предложила комитету как можно скорее сформулировать и направить в правительство свои рекомендации, сформированные с учетом мнения представителей ТЭК, пока проект находится на стадии согласования. Это необходимо сделать для учета интересов энергетической отрасли.
Советник Департамента международных организаций МИД России Инна Романченко подчеркнула, что при подготовке к принятию соглашения Россия отстаивала приоритеты национальной политики в сфере энергобезопасности, энергоэффективности с учетом возможностей развития российской экономики.
Руководитель проектного офиса Минприроды РФ по реализации федерального проекта «Чистая страна» Вадим Петров подчеркнул, что Россия не просто способна легко достичь целевых показателей соглашения и выполнить взятые на себя обязательства. Она уже обогнала по снижению выбросов все остальные страны, участвующие в соглашении. По мнению министерства, подписание документа окажет позитивное влияние на экономику страны, ускорит технологическую модернизацию, увеличит долю несырьевого экспорта и повысит энергетическую эффективность. Также принятие соглашения поможет привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику и будет способствовать развитию «зеленых» технологий. Однако в нем содержатся и риски для российской экономики, связанные с предполагаемыми механизмами введения «углеродного сбора», системы торговли квотами и создания «безуглеродных зон». Суть их в том, чтобы облагать дополнительными пошлинами или налогами со стороны мирового сообщества экспорт продукции, произведенной в странах с низким уровнем регулирования выбросов. Такие механизмы могут нанести ущерб экономикам, в структуре экспорта которых преобладает продукция ТЭК. Кроме того, опасения вызывает отсутствие единой системы и методологии оценки масштабов выбросов.
Механизмы для снижения выбросов
Представители компаний ТЭК и отраслевых экспертных институтов рассказали о той работе, которая ведется отраслью в части снижения выбросов, а также высказали серьезные опасения, связанные с предлагаемыми механизмами. Среди них — квотирование выбросов парниковых газов, установление разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц, введение сбора за выбросы сверх разрешенных объемов, внедрение механизма оборота единиц сокращения выбросов.
Такая конструкция регулирования с квотированием и сборами за выбросы парниковых газов создает неопределенность для инвесторов, ограничивая возможность расширения и создания новых производств в ключевых отраслях экономики, включая ТЭК. Это, в свою очередь, будет препятствовать обеспечению темпов экономического роста на уровне выше среднемирового и скажется на реализации национальных проектов. Одновременно с этим существуют более «мягкие» меры для снижения количества выбросов парниковых газов, требующие меньших затрат на единицу сокращения выбросов, но обладающие значительным потенциалом.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/311/222f7b813f9d1190772081b76b7fe724.jpg)
Также представители ТЭК заявили о важности взвешенного подхода к развитию в России так называемой безуглеродной генерации. Отечественная энергетика и так может считаться едва ли не самой низкоуглеродной, а доля ВИЭ с учетом гидроэнергетики и атома в ней достигает 37%. Кроме того, регионы существенно различаются по экономически обоснованному потенциалу сокращения выбросов парниковых газов. Эффективное развитие ВИЭ-генерации возможно лишь на некоторых территориях. При этом снижения выбросов парниковых газов можно достичь путем расширения использования самого экологически чистого из традиционных видов топлива — природного газа, запасы которого в нашей стране огромны. Потенциал кроется в дальнейшей газификации регионов России, расширении применения газа в качестве моторного топлива и в перспективе — применении метановодородных технологий.
По итогам острой дискуссии были сформулированы рекомендации для профильных органов власти. Парламентарии считают, что первым делом необходимо разработать стратегию климатической политики в связи с принятием Парижского соглашения, затем — систему оценок, и лишь потом приступать к созданию конкретных законодательных актов с учетом возможностей и задач экономики и энергетики России.