Примерное время чтения: 12 минут
2048

Успеть за 360 минут. «Артек» принял участие во Всероссийском экомарафоне

Сюжет Экология – дело каждого
Глава Минприроды Сергей Донской.
Глава Минприроды Сергей Донской. МДЦ "Артек"

В начале июня в «Артеке» в рамках экологической смены «Заповедная страна» прошла двухдневная серия мероприятий Всероссийского экологического марафона En+ Group «360 минут». Программа включала в себя как акцию по благоустройству территории «Заповедная чистота», так и ряд образовательных лекций, игр, маршрутов по изучению животного и растительного мира, встреч с экологами и учёными.

Послы экомарафона

Название «360 минут» возникло вовсе не случайно, как поясняют организаторы. Это всего 6 часов, — небольшой отрезок жизни каждого человека — но за это время можно успеть что-то сделать для природы своей страны, а значит — и для её будущего. Акции En+ Group «360 минут» имеют давнюю историю: они проходят с 2011 года в заповедниках и национальных парках Иркутской и Архангельской областей, Красноярского, Приморского, Краснодарского краёв, в Хакасии, Бурятии. Только на берегах Байкала и в Приморье участники собрали 4,8 тысячи кубометров мусора. Планируется, что в текущем году участниками станут 100 тысяч человек.

А в «Артеке» инициаторами марафона выступили сами школьники, которые уже были участниками акции En+ Group в Иркутской области, Республике Бурятия, Приморском крае.

«Мы называем этих ребят послами „360 минут“. Они все прошли конкурсный отбор, участвовали в проектах на Байкале и в Столбах. Они и здесь предложили провести экомарафон, и мы их поддержали», — рассказал член оргкомитета экомарафона «360 минут» Алексей Грачёв. По его словам, основной акцент был сделан на экопросвещении, в том числе — общении с учёными МГУ, экологами, сотрудниками заповедников: Кроноцкого, Баргузинского и других. «По своей работе я часто бываю в заповедниках, там много искренних людей, которые действительно любят своё дело. И они здесь своё бережное отношение к природе смогли передать детям», — поделился он.

Старт акции дал министр экологии и природных ресурсов РФ Сергей Донской, который специально посетил «Артек», чтобы встретиться с волонтёрами. В ходе неформальной беседы ребята смогли задать ему свои вопросы. Глава Минприроды отдельно подчеркнул роль личной ответственности каждого человека:

«Вы сами понимаете, как важно, чтобы в Чёрном море не накапливались всякие отходы, которые влияют на биосферу. По данным наших специалистов и Росгидромета, здесь, на берегу Крыма, ситуация меняется в лучшую сторону. Люди начинают бережнее относиться к самому Чёрному морю, и в итоге вода чистая», — отметил он. «А если вы были на Байкале, то наверняка заметили: много людей приезжают и бросают мусор. Нужно создать условия, при которых этих отходов не будет, чтобы дети работали с этими взрослыми и объясняли им, что бросать мусор нельзя, особенно там, где у нас такое великое озеро», — подчеркнул Донской.

Фото: МДЦ «Артек»

Вопрос вклада каждого отдельного человека — один ключевых для всех акций «360 минут». Участвуя в уборке территории, школьники сами видят, насколько хрупкой оказывается природа, как важно ей помогать и как от действий каждого из них может что-то измениться.

Охота за плющом

В ходе экомарафона акции по уборке «Заповедная чистота» прошли в нескольких точках Артека, в том числе в поймах мелководных горных рек и уникальном парковом комплексе XIX века.

В отличие от участников ряда других акций «360 минут» «артековцам» не пришлось иметь дело с «туристическим» или строительным мусором. Скорее речь шла о благоустройстве территории. В речной зоне ребята убирали валежник, оставшийся после весеннего разлива. А в парковой — сухие сучья и ветки, боролись с плющом. Это неприхотливое растение, своего рода «крымский газон», украшает ландшафт, но становится опасным, когда «забирается» на деревья. Оно перекрывает питание кроны и приводит к гибели растения. А деревья в этом парке поистине уникальные.

Парковый комплекс «Артека» имеет не только экологическое, но и историческое значение: когда-то он был разбит наследниками князя Потёмкина, в течение полутора веков династия немецких садовников бережно ухаживала за ним. Тут появились средиземноморские пихты, атласские и ливанские кедры, олеандры, итальянские сосны, магнолии, маслиновая роща. Ряд деревьев очень ценен: например, фисташковому уже более 800 лет! Позже ботаником Николаем Гартвисом в парке было высажено более 100 видов деревьев и кустарников из разных стран мира, которые удалось акклиматизировать в Крыму. Учёный первым в Европе смог вывести более 100 видов роз!

«Мы подрезали плющ на расстоянии примерно метра от земли, в итоге он переставал получать влагу из почвы. Теперь он быстро засохнет и сам со временем опадёт с дерева», — пояснили технологию ребята. «Мы работали в наиболее красивых местах „Артека“, мы смогли не только убрать территорию, но и посмотреть на них», — рассказали они.

Фото: МДЦ «Артек»

«Паззлы» из платанов

Уборка важна, но долговременный эффект дают знания, которые и позволяют сформировать действительно бережное отношение к природе. Именно поэтому экомарафон «360 минут» включал в себя ряд образовательных мероприятий, разработанных преподавателями биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, экологами и экспертами Центра развития детства и юношества «Твоя природа». Программа была рассчитана на детей разных возрастов, поэтому знания давались не только в форме лекций, но и в виде игровых мероприятий. Так, в «Морском» лагере прошёл «Турнир орнитологов», в комплексе горных лагерей «Артека» — «Хрустальном», «Янтарном» и «Алмазном» — Полевая Олимпиада.

На «Турнире орнитологов» детей ждали десять станций, на пяти из них они должны были выполнить задачи по наблюдению: например, определить, сколько птиц и каких видов пролетело мимо них за отведённое время. А ещё на пяти — поучаствовать в викторинах: например, распределить крымских пернатых по отрядам, подобрать для них подходящий корм.

«Мы попробуем совместить научные наблюдения с игрой. Почему мы остановились на птицах? Оказалось, что наблюдения именно за ними дают общее понимание экологической ситуации. Птицы живут везде: есть лесные, морские, те, которые селятся в кустарниках и бегают по земле. У каждого вида своё место и биологическая ниша. И если происходит нарушение, то меняется поведение пернатых, именно по ним можно отследить надвигающуюся экологическую проблему», — отметил один из авторов заданий, эксперт Центра «Твоя природа», главный специалист ГПБУ «Мосприрода» Валентин Волков.

Полевая Олимпиада состояла из ряда задач, подготовленных сотрудниками МГУ. Специалисты выезжали в «Артек» ещё в ноябре, а к нынешней смене сделали корректировку по сезону.

Сейчас в программе было «экологическое ориентирование»: по аналогии со спортивным оно включало в себя построение маршрута, только не по сторонам света, а по... деревьям. Также был ряд викторин, например, в ходе одной из них нужно было собрать правильный «паззл» из дерева и его листьев, веток и плодов, сфотографировать определённые виды растений. Для старших школьников в плане есть лабораторные и биохимические опыты, а для малышей-третьеклассников — задания попроще, например, сравнение пальм и секвой.

Фото: МДЦ «Артек»

«Мы несколько раз проводили такую Олимпиаду на основе парков МГУ и решили этот формат перенести на территорию „Артека“. При ориентировании крымская природа преподносит участникам сюрпризы. Например, когда написано „аллея из кедров“, дети ищут привычные им сосны и пихты, когда они видят в задании платаны — путают с клёнами», — пояснил профессор МГУ, доктор биологических наук Владимир Чуб

Зачем нужно разбираться в этих тонкостях? «Одна из бед современного образования в том, что школьник всё узнаёт из интернета, не может обратиться к живому объекту, не может сопоставить нарисованное с реальной картинкой. Здесь ему удаётся: он видит настоящую природу. А в итоге он будет относиться к ней как к живому существу, а значит, беречь её», — пояснил Чуб.

В марафонах «360 минут» волонтёры часто убирают мусор. В «Артеке» ситуация была иной: отходов почти нет. И именно это заставляет детей задуматься: а что они ещё могут сделать, чем помочь? Так они осознают, что спасать природу нужно не только в критических ситуациях, как отметил Чуб. 

Норма поведения

Каким будет эффект от этих акций? Запомнят ли ребята только весёлые приключенческие игры или действительно изменят своё отношение к вопросам защиты природы? Сами «артековцы» уверены, что участие в экомарафоне поможет им в дальнейшей жизни:

«Девиз экологов — мысли глобально, действуй локально. Когда мы осознаём глобальность проблемы и понимаем, что можно сделать на каком-то региональном уровне, то уже приступаем к её решению. И в плане каждого человека и каждого города получается, что мы решаем проблему на локальном уровне», — рассказала Диля Шакирова, одна из участниц экомарафона «360 минут». Здесь она участвовала в уборке плюща на месте бывших насаждений Гартвиса и в «Турнире орнитологов». Диля уверена, что важно сохранить бережное отношение к природе и после отъезда из «Артека». «Я сама соблюдаю определённые правила: не мусорить, экономнее расходовать воду, электричество, то, что знает каждый человек, но не всегда к этому относится внимательно... Сейчас проблеме экологии уделяется больше внимания, в нашей стране появляются соответствующие предметы в школах, многие дети осознают их важность», — уверена она.

Фото: МДЦ «Артек»

Именно этот эффект — то, чего хотели бы добиться руководители смены. 

«Мы видим результаты экомарафона „360 минут“ в том, что его участники делают экологическое поведение нормой своей жизни и несут эти идеи дальше, становясь не просто сторонними наблюдателями, а лидерами процесса. Экологический марафон „360 минут“ в „Артеке“ — это часть комплексной программы по защите Байкала и заповедных территорий России, проводимой En+ Group. Основу программы составляют образовательные проекты, просветительские мероприятия, научно-популярное и культурное направления, — поделилась Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью En+ Group. — Это основа, на которой строится воспитание наших детей, формируется ответственное отношение к природе. Мы создали уникальные механизмы вовлечения детей и молодёжи в экологическую деятельность, которая, безусловно, способствует воспитанию экологической ответственности и сознательности. Рады, что наш опыт был применён в „Артеке“, и готовы делиться им со всеми заинтересованными сторонами в дальнейшем».

«Мы разрабатываем проект по дальнейшему сопровождению наиболее активных участников этого экомарафона: чтобы они потом поступали в институты, находили соответствующую работу. Мало показать сказку здесь, в „Артеке“, надо эту сказку превращать в реальность. Пусть таких детей не будет много, даже если из смены 20 человек, это уже хорошо», — считает руководитель Центра «Твоя природа» Татьяна Назаревская

Как отмечает профессор Чуб, главный итог экомарафона — это то, что многие дети хотят связать свою жизнь с экозащитой: стать биологами, экологами, зоологами. Возможно, в итоге не все из них пойдут в профильные ВУЗы, но основы бережного отношения к природе, полученные «Артеке», они сохранят на всю жизнь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах