Круглый стол в Государственной думе РФ был посвящен экономической интеграции России, Казахстана и Китая. Основной темой дискуссии стала эффективность использования приграничных вод трех стран и возможные перспективные проекты в этой области. Китайская сторона подготовила доклад, в котором указано, что чистая питьевая вода с каждым днем становится все более важным ресурсом, а ее загрязнение — одна из важнейших социально-экологических и экономических проблем Азии. Для Центрально-Азиатского региона проблема дефицита воды отличается особой остротой. Целые регионы КНР и Республики Казахстан, по прогнозам ученых, могут столкнуться с реальной нехваткой ресурса уже в ближайшие годы. Предотвратить тяжелую ситуацию может проведение эффективной политики управления в этой сфере.
Острый дефицит воды
Недостаток чистой воды, как отметили эксперты, не является для Казахстана столь же острой проблемой, как для Китая, но он постепенно растет и становится сдерживающим фактором для экономического развития. Половина всех водных ресурсов поступает в Казахстан из соседних государств (Китай, Кыргызстан, Узбекистан). При этом трансграничное поступление будет уменьшаться по мере наращивания потребления воды соседними государствами.
В Казахстане к регионам с наиболее острым дефицитом воды относятся Акмолинская, Западно-Казахстанская, Атырауская и Мангистауская области. Даже Юго-Восточный Казахстан находится в зоне потенциального риска, так как здесь остаются неурегулированными водно-экологические и водно-энергетические проблемы с приграничными странами, прежде всего — с Китаем и Кыргызстаном.
Согласно отчету Казахского НИИ водного хозяйства, в ряде городов и почти повсеместно в сельской местности имеющиеся старые системы водоснабжения и очистки не могут обеспечить подачу потребителям воды питьевого качества. К перечню дополнительных угроз для Казахстана относится строительство Китаем канала Черный Иртыш — Карамай. В случае завершения этого проекта три крупных казахстанских города (Семей, Оскемен и Павлодар) могут столкнуться с резким дефицитом воды.
По предварительным оценкам, к 2040 году дефицит водных ресурсов по Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР и Восточно-Казахстанской области РК может достигнуть 16 млрд куб. м в год. Таким образом, возникает необходимость в реализации комплексного межгосударственного проекта с участием КНР, РФ и РК по поставкам водных ресурсов и оптимизации систем водоснабжения в приграничных районах.
После серьезного обострения ситуации с водоснабжением с 1998 года КНР и Казахстан все же сели за стол переговоров, но решительного прогресса добиться не удалось. Для достижения положительных результатов необходимо время. Если к китайско-казахстанскому сотрудничеству присоединится Россия, то в трехстороннем формате проблема водоснабжения может быть эффективно решена, удовлетворяя интересам всех сторон. В реализации данного проекта трехстороннее сотрудничество гораздо продуктивнее двустороннего (между КНР и Казахстаном). Подобная модель работы также будет проанализирована в рамках работы ШОС.
Отладка водоснабжения из Алтайского края РФ в СУАР Китая и восточный Казахстан подразумевает строительство системы водной магистральной коммуникации как один из этапов комплексного развития гидротехнической системы пограничных районов КНР, РФ и РК. Кроме строительства базовой инфраструктуры водоснабжения реализация проекта включает в себя внедрение агротехнологий.
Просчитать экологические риски
Проект делится на два этапа. На первом в период до 2026 года будет построена необходимая инфраструктура: магистральный водовод «РФ — Казахстан — Западный Китай» мощностью 0,6-0,7 млрд куб. м в год, сеть распределительных трубопроводов и связанные с ними объекты коммунальной инфраструктуры. Данный водовод призван покрыть первоочередные потребности региона. На втором этапе — в период 2027-2040 гг. — реализуются мероприятия по внедрению современных агротехнологий и созданию систем очистки воды. Данные мероприятия позволят сократить дефицит воды, не прибегая к масштабным капитальным вложениям. Предполагается, что сокращение дефицита может составить от 4 до 5,5 млрд куб. м в год. Также в указанный период предусматривается строительство второй очереди магистрального водовода с увеличением общей мощности до 1,8-2,4 млрд куб. м в год. Таким образом, по завершении второго этапа реализации проекта общий дефицит водных ресурсов на приграничных территориях КНР и РК должен сократиться не менее чем на 50%.
Общая протяженность водовода может составить 1200-1500 км. Проект имеет перспективы стать частью китайской инициативы «Один пояс — один путь». «Сейчас Казахстан сотрудничает с Китаем в основном в нефтяной сфере, есть большие проекты в области добычи урана, а также идет внутреннее развитие газопроводов. Казахстан давно уже ищет пути, как диверсифицировать взаимодействие, и тут водное сотрудничество — ключ к успеху. Своих водных ресурсов в Казахстане недостаточно. Пожалуй, лишь северные области страны не испытывают дефицита. Следовательно, нужна международная кооперация. Если Казахстан будет вовлечен в предлагаемую систему, в двустороннем варианте или трехстороннем, но последнее предпочтительнее, то можно будет орошать поля на востоке и юге Казахстана, близко к Китаю, и экологически чистая сельскохозяйственная продукция может идти в Поднебесную на экспорт. Вот это и есть наиболее разумный и рациональный момент для Казахстана в предлагаемых проектах», — отметил Алексей Александрович Маслов, востоковед, доктор исторических наук, профессор МГИМО.
«Всегда полезно ознакомиться с опытом коллег из СНГ и стран дальнего зарубежья. Вода — это наше богатство, которое уже ценится наравне с углеводородами, то есть нефтью и газом. Хочется, чтобы каждый гражданин, что в России, что в Казахстане, понимал и ценил тот факт, что водные ресурсы не безграничны, их надо беречь и работать во благо экологии, чтобы чистая вода досталась и нашим потомкам.
Между Россией и Казахстаном подписаны правительственные соглашения, в рамках которых созданы рабочие группы, комиссии по трансграничным водным объектам. Мы собираемся два раза в год, обсуждаем текущую проблематику, насущные вопросы, не терпящие отлагательств, и раз в год поочередно собираемся то в России, то в Казахстане, чтобы внести уже проекты конкретных решений в правительство.
Например, ведется большая работа по регулированию водных потоков рек Большого и Малого Узеня. Эти две степные водные артерии, относящиеся к бассейну Камыш-Самарских озёр, начинаются в Саратовской области и протекают в западную часть Казахстана. Наполнение русла у них предполагается за счет талых вод, но тут очень многое зависит от половодья. Реки зарегулированы водохранилищами, есть система мелиорации, которая была создана для подачи воды в Заволжье и переброски воды в Казахстан по оросительным каналам в случае нехватки. Начиная с мая каналы обычно заполняются волжской водой через насосные станции, то есть Волга в данном случае является донором. Подобная система — наследие социалистического хозяйства времен СССР, но она продолжает исправно работать. Две страны обновили межправительственные соглашения на этот счет. Дело в том, что реки не знают границ. У них свои правила, свой мир, и игнорировать его мы не можем. Как делить талые воды, как следить за качеством воды, как проводить химический анализ, как не оставить соседа без самого ценного для человека, без воды. Вот такими вопросами мы и занимаемся. В частности, казахская сторона предлагает углубление дна реки Урал. Идут дискуссии по поводу нужности такого проекта. Хочу отметить, что Республика Казахстан не слепо копирует международное или советское, российское законодательство, а вводит свои акценты и действует весьма эффективно», — сказал Алексей Сергеевич Лихачев, заместитель руководителя управления, начальник отдела водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ — руководитель рабочей группы по трансграничным водным ресурсам с республикой Казахстан.
«Республика Казахстан еще молода, но экологическая тема у наших соседей возведена в ранг государственного приоритета гораздо раньше, чем в России. „Зеленый Казахстан“ — так называется государственная программа экологии. Водной теме уделяют пристальное внимание, гораздо жестче законодательство. Например, во время нереста рыб в Казахстане не то что удить нельзя, но и вообще бороздить реки на лодках, маломерных судах. И спецсредства есть для мониторинга у контролирующих органов, и штрафные санкции серьезнее. Поучиться у Казахстана можно и нужно, например, как беречь природу и наказывать нерадивых... Впрочем, важны профилактика и образование. Гражданам наших стран уже с малолетства надо объяснять такие вещи, как чистота берегов на речке, бережешь воду — бережешь здоровье!
Возвращаясь к круглому столу в Госдуме, отметим, что подготовленный китайскими специалистами доклад вызвал много вопросов. Как просчитать экологические риски, чтобы подобные проекты оказались прибыльной инвестицией в будущее и не обернулись экологическими проблемами? Как изначально должна строиться схема управления подобными проектами, чтобы они не привели к утрате государственного контроля над важнейшими объектами? Юридическая составляющая любого подобного начинания требует максимального внимания и привлечения специалистов десятков экспертных организаций», — дополнил Юрий Валентинович Бажуткин, председатель правления фонда содействия охране водных ресурсов «Родные реки».
Главный тезис, прозвучавший в ходе круглого стола: совместными усилиями три страны — Россия, Казахстан и Китай — могут создать принципиально новую систему водоснабжения в приграничной зоне, что станет стимулом экономического роста для всех партнеров. Экономические и геополитические выгоды от такого сотрудничества возможны, их нужно учитывать.
Алексей Чепа, заместитель председателя Комитета по международным делам ГД РФ, подытоживая мнения экспертов, подчеркнул, что тема требует взвешенного всестороннего обсуждения всех аспектов. Вода давно стала важнейшим ресурсом, не менее важным, чем нефть и газ, и ответственное отношение к ней для России — стратегическая задача.