Компании Volvo CE, Rolls-Royce (тезка производителя люксовых автомобилей) и Air Burns разработали дровяную электростанцию. Специальная топка, в которой технология воздушной завесы позволяет удерживать внутри и сжигать до конца сажу, способна выработать электричество для зарядки станции мощностью 450 кВт*ч. За час ей можно скормить 6-8 тонн древесины.
По замыслу создателей, устанавливать дровяные электростанции будут в глухих местах, где ведутся лесозаготовки. Доставлять туда углеводородное топливо сложно и дорого, электричество взять неоткуда. Зато при валке леса образуются так называемые порубочные остатки: верхушки деревьев, ветки, сучки и тому подобное. Только в США за год этого добра набирается больше 70 млн тонн. Вот этот, казалось бы, бесполезный ресурс и решили задействовать.
Арендатор, уходя с выбранной делянки, обязан ликвидировать все порубочные остатки. Они могут быть специальным образом уложены на земле и прикрыты дерном для перегнивания. Но на практике так почти никто никогда не делает — в лучшем случае формируют гряды из сучьев и веток и разравнивают их экскаватором. В Америке половину таких отходов просто сжигают, при этом в воздух выделяются твердые частицы и парниковые газы, что никак не помогает решению вопросов глобального изменения климата.
Исследователи придумали сжигать сучья не в костре, а в специальной топке с электрогенератором, использовать полученный ток для лесозаготовительной техники, тем самым переведя ее с дизельного топлива на электродвигатели. Работоспособность новой технологии проверяли на 23-тонном гусеничном бульдозере — идея оказалась рабочей.
Использовать отходы лесопилки для выработки электричества — разумное решение с точки зрения экологии, но заряжать электрокары от работающей на дровах станции не имеет никакого смысла, сообщил «АиФ» директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.
«В самом генераторе на дровах ничего невозможного нет, — говорит Моргунов. — Но такая энергия все равно не может считаться ни зеленой, ни возобновляемой. Горение дерева приводит к выбросу в атмосферу парниковых газов. В том числе из-за этого лесные пожары считаются одним из главных экологических бедствий. Выработать чистую энергию при сжигании дерева невозможно».
Что именно оставит больший углеродный след — дизельный двигатель или дровяной электрогенератор — зависит от конкретных параметров установки, информации об этом изобретатели не приводят, добавил эксперт. Если подобные устройства применять для обычных легковых электрических автомобилей, то вреда явно будет больше, чем пользы. Но в глухих лесах такая технология может быть оправдана. Но не потому, что так будет лучше, а потому, что хуже точно не станет.