Примерное время чтения: 7 минут
376

Ткань общества меняют НКО. Как мы об этом узнаём?

Александр Хлебников / Из личного архива

В России работает 216 тыс. некоммерческих организаций. И если раньше об их проектах мало кто знал, то пандемия изменила ситуацию. Волонтёров из разных НКО увидели, их помощь получили сотни тысяч людей.

В пандемию всё виднее

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, в их основе – не стремление заработать прибыль, желание сделать окружающую жизнь лучше. На поддержку НКО с 2008 г. в нашей стране выделяются гранты Президента России.

Но все ли граждане знают, о чём идёт речь? Как говорится, не было бы счастья… Весной, в пандемию, НКО проявили себя очень активно и их роль в жизни общества стала очевидной. 

«Они первыми откликнулись на проблемы наших граждан в это тяжёлое время, мгновенно перестроив свою деятельность для борьбы с коронавирусом. Шили маски, добывали средства для помощи продуктами питания и средствами индивидуальной защиты тем, кто в этом нуждался, помогали пожилым людям, - отметила председатель комиссии Общественной палаты РФ по поддержке некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова. – И к НКО сразу стали больше обращаться. Плюс к этому им самим была оказана значительная поддержка в виде дополнительных президентских грантов».

Стать донором костного мозга

Самый большой грант – в 70 млн руб. – дополнительном, «пандемическом», конкурсе Фонда президентских грантов нынешнего года достался проекту Русфонда «Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова». 

Трансплантация костного мозга нужна при онкогематологических заболеваниях, нарушениях в системах кроветворения и иммунной. Ежегодно в ней нуждаются 5 тыс. жителей страны. И если у них нет доноров-родственников, то найти добровольца с тем же HLA-генотипом (цифровым показателем генов, отвечающих за тканевую совместимость) непросто. Но с регистром доноров костного мозга (РДКМ) задача упорядочивается.

Фото: пресс-служба фонда РДМК

Русфонд с 2013 года финансирует развитие региональных регистров. До 2019 года он оплатил типирование 57 тыс. добровольцев и создание двух лабораторий – в Петербурге и Казани, вложив в проект свыше 850 млн руб.

В ноябре 2017 года эта благотворительная организация получила президентский грант на развитие Национального РДКМ. В ноябре 2018 года снова стал победителем конкурса Фонда президентских грантов с проектом интернет-журнала для потенциальных доноров костного мозга: Кровь5. В 2019 году ещё один грант – на проект «Совпадение. Экспедиция доноров костного мозга», направленный на популяризацию донорства костного мозга в 45 регионах России.

По словам руководителя отдела рекрутинга этого проекта Евгении Лобачёвой, сейчас, в условиях режимов, которые вводятся в связи с пандемией, проводить информационную работу с людьми стало намного сложнее – просветительские лекции исключены. Поэтому в своей работе фонд возлагает большие надежды на своих партнёров в лице средств массовой информации.

«Конечно, 5 лет назад о донорстве костного мозга никто ничего не знал. И люди, услышав об этом, просто падали в обморок, - сказала она. – Теперь знают многие, и это заслуга федеральных и региональных СМИ. Но тема для журналистов сложная, в ней не так легко разобраться. Мы помогаем – предлагаем истории реальных доноров, истории счастливого спасения. Нам важно, чтобы люди знали об одном из высших проявлений гуманности – отдаче части своих кроветворных клеток. Мы готовы давать любую фактуру. Но в то же время хочется, чтобы журналисты не просто гонялись за «жареными» историями, а постарались вникнуть в суть. Сейчас, на мой взгляд, много поверхностной подачи материала – где-то не докрутили, не дослушали, что-то изложили не так». 

Предельно этично

Деятельность НКО по разным причинам может быть и не очень заметной. Скажем, проект «Ты не один» (он 2 года подряд получал президентские гранты) предполагает работу с детьми, которым требуется помощь психотерапевтов в связи с диагностированной депрессией. 

По словам клинического психолога, руководителя проекта «ТочкаБ», менеджера проектов некоммерческого партнёрства содействия развитию детей и подростков «Перекрёсток плюс» Марии Кац, освещать тему в СМИ очень непросто. Писать об этих детях, даже если рассказ обобщённый, неэтично, а иногда можно помешать терапевтическому процессу. Но это не означает, что тему нельзя затрагивать совсем. 

«СМИ могут помочь нам и помогают. И мы можем помочь прессе, но нам важно, чтобы журналисты нас слушали, чтобы были корректны и этичны, - пояснила Кац. – Понятно, что журналисты обычно делают текст более ёмким, более понятным читателю и больше вызывающим эмпатию, но в нашем случае надо быть предельно этичными. Стилистика, с помощью которой мы можем разговаривать с читателем, в силу специфики нашей работы достаточно деликатна».

Фото: Из личного архива/ Александр Хлебников

Соревновательное волонтёрство

Президентский грант в этом году получила и межрегиональная общественная организация «Чистые игры». Соревнования по очистке территории от мусора, которые проводит она, воспринимаются участниками не как «грязная работа», а как экологический труд. Статистика игр ведётся в реальном времени на сайте и в мобильном приложении. В рамках одной игры собирается в среднем от 1 до 3 тонн мусора. 

«Экологическое волонтёрство, - сказал председатель «Чистых игр» Дмитрий Иоффе, - у нас приобрело форму состязаний с получением призов. Этот опыт стал масштабным, уже проводятся состязания всероссийские и международные». 

Кстати, предмет последнего полученного организацией президентского гранта, по словам Иоффе, – это 2 международных турнира по очистке территории от мусора и сортировке отходов. 

Столь интересный опыт, конечно, необходимо популяризировать. И в НКО этому тоже уделяют внимание. Из своего опыта взаимоотношений со СМИ Дмитрий сделал вывод: «Всё происходит естественным путём, лишь бы был интерес с обеих сторон. Мы учимся формулировать инфоповоды, писать релизы и не забывать прикладывать фотографии. Правда, если ты ни с кем в СМИ не знаком, этот метод мало что даёт. Однако рано или поздно связи завязываются». 

Впрочем, и сами экологические волонтёры пробуют себя на поприще информации. «По-моему, сейчас наступает немного другое время, где активно действуют соцсети, чаты, Телеграм-каналы, а это, помимо «сарафанного радио», тоже огромнейшее подспорье», - считает Иоффе. 

Чем больше молодёжи узнаёт об экологических состязаниях, тем больше становится их участников. Опыт «Чистых игр» это показывает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах