Экспозиция салона традиционно состояла из военной и гражданской частей. Безусловной «звездой» военной стал российский истребитель 5-го поколения Т-50. Точнее, целых три. Однако летали они слишком быстро, чтобы можно было их толком рассмотреть. А на земле к новинке никого, кроме премьера и министра обороны, не подпустили. Этот самолёт пока не продаётся, хотя Россия совместно с Индией уже готовят его экспортный вариант.
Янки, гоу хоум!
На нынешнем МАКС продавалось даже то, чего продавать, возможно, и не следовало бы. Например, истребитель поколения 4++ Су-35С. 48 таких машин Россия решила продать Китаю, имея на вооружении всего 10.
Иностранное присутствие в военной части авиасалона почти отсутствовало. А ведь бывали времена, когда сюда прилетал американский стратегический бомбардировщик В-1В и тяжёлым утюгом парил на малой высоте вместе с очень на него похожим российским Ту-160. Зато на этот МАКС прорвалась китайская авиатехника. КНР впервые прислала в Россию не только офицеров с внимательными раскосыми глазами, но и пилотажную группу ВВС Народно-освободительной армии на самолётах «Чэнду» («Дракон») J-10. Это истребитель примечательной судьбы: начинал он свою карьеру в Израиле ещё в прошлом веке под названием «Лави». После того как в конце 1980-х программу свернули, все разработки достались Китаю. Теперь «Чэнду» с израильским планером и российским двигателем «зажигал» в небе над Жуковским.
Ещё один приметный «иностранец» прибыл из такой великой авиационной державы, как... Объединённые Арабские Эмираты. Вполне приличный с виду боевой беспилотный летательный аппарат «Юнайтед-40» может поднять тонну оружия и летать 100 часов. А вот выставленные по соседству российские «дроны», на разработку которых было ассигновано 3 млрд рублей, больше напоминали поделки пионеров из кружка «Умелые руки». Хотя контракт на поставку 34 беспилотных разведчиков «Элерон» с производителями из Казани Минобороны всё же подписало.
Самолёт без крыльев
Иностранное гражданское авиастроение тоже разнообразием не баловало. В одном конце лётного поля гигантским бугром вздымался самый большой лайнер в мире «Эрбас» А-380. В другом сиротливо стояли парочка канадских «Бомбардье» и столько же итальянских вертолётов «Агуста». Если не считать иностранцем украинский транспортник Ан-70 с характерными лопастями турбовентиляционных двигателей, напоминающими ножи для мясорубки, - всё!
Оно и понятно: нынешняя государственная философия в области авиастроения звучит примерно так: «Нам чужого не надо, нам бы своё продать». А продать было что! Помимо широко разрекламированного «Суперджета-100» на поле стояли Ту-204 и Ту-214, призванные заменить старичка Ту-154, а также Ил-114 для местных авиалиний. Однако «звездой» гражданского самолётостроения, судя по количеству подписанных на МАКС контрактов, стал 180-местный магистральный лайнер МС-21 корпорации «Иркут». Он примечателен главным образом тем, что его... пока нет! Инженеры ОКБ им. Яковлева ещё разрабатывают планер из лёгких композитных материалов, а коммерсанты уже размещают на него заказы. При мне фюзеляж, смонтированный в павильоне Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), посетила группа небритых восточных мужчин в дорогих костюмах, но без галстуков. Делегация из Ирана походила по салону, пощупала обивку кресел и сказала: «Заверните!»
Пешком шли час, на автобусах «успели» за полтора. К счастью, в давке никто не погиб. И ведь кто бы мог предположить, что в последний день лета под Москвой может пойти дождь? Впрочем, у организаторов шоу впереди есть два года на то, чтобы провести работу над ошибками.
Читайте также
-
Организаторы МАКС-2013 принесли извинения за инцидент с транспортом
-
Непристойное поведение. 10 вещей, которых не нужно совершать на «МАКС-2013»