Примерное время чтения: 2 минуты
1566

Умный пуск. Разработана интеллектуальная система запуска авиаизделий

В Московском авиационном институте ведется работа над новой интеллектуальной системой запуска авиационных изделий различного назначения. Аналогов нет ни в России, ни за рубежом. Катапультное устройство позволит корректировать параметры пуска в зависимости от меняющихся внешних условий, в то время как для обычных катапульт все необходимые настройки задаются заранее и остаются неизменными. 

Обычное авиационное катапультное устройство предназначено для подвески, транспортирования и обеспечения безопасного отделения изделий. Чаще всего такое устройство содержит силовой корпус и размещенные в нем механизм принудительного отделения, механизм для удержания изделия, привод отделения, механизм бортового разъема и электроавтоматику.

Проблема в том, что неадаптивные устройства, применяющиеся сегодня для пуска с борта самолёта, можно настроить на катапультирование нагрузки только предварительно — на земле. Для этого необходимо заранее знать, на каких режимах и в каких окружающих условиях будет произведен пуск. Но практика показывает, что заранее всё предсказать невозможно. Поэтому ученые решили разработать «настраиваемую» катапульту, способную откорректировать параметры пуска изделия при старте.

Новая адаптивная катапульта, разрабатываемая в России, представляет собой комплекс из двух гидравлических приводов-толкателей, встроенного источника питания и системы управления. В алгоритм системы управления заложено обеспечение оптимальных параметров пуска — вертикальной, угловой скорости и угла пикирования нагрузки — на основе показаний измерительной аппаратуры. Система учитывает силы и моменты, воздействующие на изделие при отделении, а также режим полёта носителя.

Разработкой катапульты занимаются специалисты МАИ и ООО «Предприятие «Гидротехника». 

«Наша система позволяет выполнить на земле предварительную настройку, а если условия поменяются, то нам не нужно будет садиться и вносить коррективы. Адаптивная система выявит потенциальные ошибки и безопасно катапультирует изделие с учётом текущей ситуации. Если система управления понимает, что мы не достигаем нужной вертикальной скорости пуска в текущей конфигурации, она подаёт сигнал на блок клапанов, которые доразгоняют один или оба толкателя», — рассказал один из участников работ, сотрудник кафедры МАИ «Авиационные робототехнические системы» Филипп Беклемищев.

Разрабатываемое устройство имеет и ещё один существенный плюс. Оно может использоваться для изделий различной массы.

Испытания гидравлической системы проведены на базе ООО «Предприятие «Гидротехника». В настоящее время уже готов стендовый экспериментальный образец устройства для проверки предлагаемых технических решений. В этом году планируется испытать модернизированный экспериментальный образец, конструкция и технические решения которого максимально приближены к итоговому варианту системы. Аналогов такой системы пока нет ни в России, ни за рубежом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах