Опытно-конструкторское бюро, которое разработало Су-57, начало разработку первого российского однодвигательного истребителя пятого поколения, обладающего скоростью выше двух Махов и малой радиолокационной заметностью. АиФ.ru выяснял, что будет представлять из себя новый самолет.
Сверхбыстрый и сверхманевренный
До сих пор все истребители российского производства, в том числе первый истребитель пятого поколения Су-57, оснащали двумя двигателями. Российский однодвигательный тактический истребитель будет обладать сверхзвуковой скоростью и малой радиолокационной заметностью. Взлетная масса истребителя не превысит 18 тонн, скорость будет свыше 2 Махов — почти 2,5 тысячи километров в час. Один двигатель с отклоняемым вектором тяги придаст самолету сверхманевренность.
При этом показатель тяговооруженности самолета достигает не менее единицы, что очень достойно для самолета с одним двигателем. Отношение тяги силовой установки самолета к весу — это важный показатель для военной авиации. От тяговооруженности зависят максимальная скорость, время набора высоты и разгона до заданной скорости, максимальная высота полета, длина разбега, а также его маневренные характеристики. Возможно, новый самолет сможет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.
Истребитель будет иметь один подфюзеляжный многорежимный воздухозаборник, как это реализовано на многих современных однодвигательных самолетах. На этапе создания опытно-экспериментального самолета может быть использован двигатель разработки московского машиностроительного завода «Сатурн» Ал-31ФН для истребителей 4 поколения, испытанный в том числе на иностранных истребителях.
При создании нового истребителя также будет широко использоваться технический задел первого российского истребителя пятого поколения Су-57, в частности, его двигатель под названием «изделие 30». Ранее сообщалось, что первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 разместили в авиаполке Южного военного округа. Кроме того, Комсомольский-на-Амуре авиазавод передаст пять истребителей Вооруженным силам России в 2021 году.
С иностранным участием
Разработчики особо подчеркивают, что Минобороны России никаких заказов на создание однодвигательного истребителя пятого поколения не делало, но авиастроители убеждены в целесообразности его создания, так как это интересная тема с точки зрения продвижения такого самолета на экспорт. Таким образом, разработка ведется инициативно, без привлечения средств из госбюджета, а при создании перспективного самолета за счет средств госкорпорации его можно будет самостоятельно поставлять за рубеж. Вероятно, это будет совместная разработка с каким-либо государством, как говорят авиастроители.
В конце 2020 года в «Ростехе» также заявляли о разработке перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классе. По словам разработчиков, прорабатывается создание боевой авиационной системы будущего в легком и среднем классе, которая может быть универсальной платформой, в пилотируемом и беспилотном вариантах. В апреле того же года в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) сообщили, что начали работы по созданию новой платформы оперативно-тактической авиации, на основе которой планируется разработка легкого истребителя.
Также в прошлом году в «Объединенной авиастроительной корпорации» заявляли о работах РСК «МиГ» над перспективной авиационной платформой. Речь шла о легком многоцелевом фронтовом самолете, который в перспективе должен прийти на смену штурмовику Су-25. Разработку опять же вели в инициативном порядке.
Бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко считает, что главным преимуществом однодвигательного истребителя пятого поколения станет топливная экономичность.
«Самолеты такой конфигурации будут легче, использовать меньше топлива, что значительно увеличит их радиус действия по сравнению с истребителями, у которых два двигателя. Это немаловажный фактор в современном бою. Нужно отметить, что большинство ранних реактивных советских истребителей в Советском Союзе имели одну силовую установку. Однако затем военные летчики пришли к выводу, что два двигателя значительно увеличивают живучесть самолета в бою. Например, известны случаи, когда фронтовые штурмовики с одним подбитым двигателем долетали до аэродромов вылета. Это как минимум обеспечивало безопасность пилотов», — рассказал эксперт.