Военно-морской институт США опубликовал видео, на котором штурмовая группа британского Королевского флота имитирует абордаж судов с воздуха благодаря применению реактивных ранцев. АиФ.ru разбирался в перспективности этой технологии.
Учения спецназа выглядят как фантастический боевик. На небольшой моторной лодке группа морских пехотинцев приближается к кораблю. Затем один из бойцов при помощи костюма с реактивными двигателями легко взлетает и опускается на палубу корабля и оттуда опускает веревочную лестницу, по которой на корабль уже могут подняться морпехи его группы.
Как утверждается, длительность полёта морпехов в данном снаряжении составляет восемь минут. При этом перемещение по воздуху с помощью ранца выглядит достаточно уверенно, позволяет совершать точное приземление на палубу. Организаторы учений заявили, что испытания должны были продемонстрировать возможность применения указанного снаряжения при «массовой высадке и абордаже кораблей» и достигли успеха.
Что за реактивные ранцы?
Такое снаряжение — своеобразное индивидуальное транспортное средство, так называемый джетпак — компактный ранец, в комплект которого входит несколько портативных реактивных двигателей: четыре из них пристегиваются к рукам, один расположен на спине. Приводы, генерирующие суммарную мощность более 1000 л. с., позволяют развивать скорость в 88,5 км/ч. Устройство работает как на дизельном, так и на реактивном топливе, бак вмещает всего 15 литров, этого хватает на 10-15 минут в зависимости от погоды. Максимальная высота, на которую способен подняться в таком снаряжении человек, — 3700 метров. Вес вполне приемлемый — 27 кг. Сбросить его удалось благодаря комплектующим, выполненным из современных пластиковых полимеров с помощью 3D-принтера.
Ранец, показанный во время учений, был изготовлен британским стартапом Gravity Industries со штаб-квартирой в Солсбери. Его основатель, изобретатель Ричард Браунинг, уже неоднократно публично демонстрировал возможности своего гаджета. В 2017 году его изобретение — прототип летательного костюма под названием Jet Suit — стало самым быстрым в мире и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Тогда ему удалось достичь максимальной скорости в 51 км/ч.
Нужно отметить, что реактивные ранцы, которые использует английский спецназ, — это не опытный экземпляр, эти средства передвижения по воздуху вышли в серийное производство. Но они далеко не всем по карману, поскольку их стоимость стремительно приближается к полумиллиону долларов и с улучшением характеристик будет только увеличиваться.
Однако эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев считает, что у технологии реактивных ранцев пока много недостатков, но она весьма перспективна.
«Очевидно, что их сейчас невозможно массово применять ни в одной армии мира. Под реактивные ранцы необходимо создавать спецподразделения и формировать тактику их действий. Все это предназначено для спецназа и может применяться в экстренных случаях, например при штурме высотных зданий и/или в антипиратских операциях. Наряду с явными преимуществами новое средство передвижения имеет и очевидные недостатки. До сих пор непонятна степень надежности таких устройств, много вопросов вызывает огромная цена.
Есть и другие недостатки: практически невозможно обеспечить скрытность или малозаметность. Реактивный двигатель шумный и выделяет много тепла. Летающий на реактивном движке человек — легкая мишень для любого стрелкового оружия. Но, возможно, в будущем снаряжение удастся усовершенствовать. В России при разработке боевой экипировки солдата будущего поднимался вопрос о включении в комплект реактивных ранцев, однако в настоящее время разработки таких устройств находятся в низкой степени готовности».