1088

От ведра в унитазе до трусов с вытяжкой. Какие бывают «летучие» туалеты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Куда «долетит» модернизация медицины? 20/01/2021
Ту-95МС.
Ту-95МС. ru.wikipedia.org

«Когда в самолётах стали ставить туалеты, романтика покинула авиацию», — шутят бывалые пилоты.

Первые туалеты в небе появились на пассажирских дирижаблях, которые Германия строила между двумя мировыми войнами. В военной авиации первенство за американским тяжёлым бомбардировщиком B-29. А вот в СССР авиаторы долго летали по принципу «не маленький, потерпишь».

Самолёты тем временем становились всё совершеннее. Дальние бомбардировщики и военные транспортники к 50-м гг. могли держаться в воздухе десятки часов. Именно на них в советских ВВС появились первые туалеты. На «стратегах» Ту-95 ранних серий унитаз без стенок и двери был установлен сразу за рабочим местом радиооператора. Канализации не было — под сидушкой стояло обычное ведро. В начале 80-х гг. туалетная кабина на Ту-95МС всё-таки появилась. На стратегическом бомбардировщике Ту-160 её спроектировали изначально.

Хорошо пилотам больших самолётов, там есть куда встроить унитаз. А как быть лётчикам-истребителям? Вроде бы горючего в истребителе всего на пару часов полёта, можно и потерпеть. Но в 80-х гг. и на них стали появляться системы дозаправки в воздухе. В начале американской операции против Афганистана (2001 г.) авиаподдержку наземным войскам оказывали самолёты палубной авиации из Персидского залива. Туда и обратно с семью (!) дозаправками — это 12–15 часов, столько ни один мочевой пузырь не выдержит. Первым решением были... памперсы для взрослых.

В ВКС России начали с санитарных бачков — герметически закрывающихся ёмкостей с широкой, чтобы не промахнуться, горловиной. Позднее появились шланги с воронкой. Эти устройства решали проблему сбора жидких отходов. Правда, чтобы воспользоваться ими, нужно было отстегнуться от катапультного кресла.

Мочеприёмник писсуара, рабочее место к/к, с-т Ту-22М3.
Мочеприёмник писсуара, рабочее место к/к, с-т Ту-22М3. Фото: Commons.wikimedia.org

Санбачки и шланги применяли на самолётах 4-го поколения: Су-27, МиГ-29 и Су-34. Для Су-57 разработали особые трусы с вытяжкой ПЖ-1. Это высокотехнологичное устройство, которое через промежуточный резервуар и эжектор выводит жидкие отходы за борт. Проблема утилизации твёрдых отходов лётчика-истребителя пока не решена.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество