Замминистра обороны Алексею Криворучко сообщил о глубокой модернизации истребителей-перехватчиков МиГ-31. Капитальный ремонт этих самолетов с усовершенствованием до уровня МиГ-31БМ проводится на авиационном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде. Предполагается, что модернизация позволит значительно повысить боевые возможности, он сможет уничтожать любые воздушные цели — начиная от беспилотников и крылатых ракет и заканчивая гиперзвуковыми летательными аппаратами.
Капитальный ремонт с модернизацией каждого самолета занимает около года. За это время на перехватчиках полностью меняют бортовое оборудование, фонарь кабины, проводку. Приводят в порядок планер, который выполнен из титана. Этот металл имеет практически неограниченный ресурс, тем не менее на некоторых самолетах требуется замена покрытия. Также проводится интеграция современных авиационных средств поражения. В частности, механическую систему управления меняют на электродистанционную, для чего на борт устанавливаются бортовые компьютеры.
Ранее неоднократно проводилось обсуждение судьбы и сроков снятия с вооружения этих перехватчиков. В частности, они потребляют много топлива — полная заправка — порядка 15 с лишним тонн, за час тратится около 10 тонн. В комитете Госдумы по обороне даже проводились специальные слушания по МиГ-31. В итоге их все-таки начали модернизировать. Это началось в 2011 году, в настоящее время проводится ремонт строевых и находящихся в резерве МиГ-31Б до уровня МиГ-31БМ. По двум контрактам Минобороны заказало усовершенствование в общей сложности 114 перехватчиков для ВКС и ВМФ. Улучшенные МиГ-31БМ получили обновленный радар, который позволяет видеть противника на расстоянии до 320 км и уничтожать их дальнобойными ракетами на расстоянии 280 км. Новая система управления оружием позволила оснастить машину более современными боеприпасами. В настоящее время для перехватчиков ведутся разработки сверхдальнобойных боеприпасов класса «воздух–воздух».
В 2018 году корпорация «МиГ» завершила создание специальной модификации МиГ-31К. Ее особенностью является оснащение гиперзвуковыми аэробаллистическими ракетами «Кинжал» для атаки наземных целей. Истребитель получил новое бортовое оборудование, увеличенный запас топлива, специальную аппаратуру связи. С 2018 года десять МиГ-31К стоят на опытно-боевом дежурстве в Южном военном округе.
МиГ-31 — истребитель-перехватчик, разработанный СССР для воздушного боя в 70-х годах прошлого века. Он является самым большим самолетом этого класса, стоящего на вооружении стран мира. Все проходящие службу МиГ-31БМ были построены в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Срок их эксплуатации ограничен 2,5 тыс. летных часов, в настоящее время рассматривается вопрос о его продлении на тысячу часов, что позволит перехватчикам оставаться в строю, по меньшей мере, до середины 2030-х. К тому времени «МиГи» станут одним из старейших типов боевых самолетов на вооружении российских ВКС.
Из-за своей массы более чем 46 тонн самолет классифицируется иначе, чем обычные истребители. Пилот двухместной машины единственный в оперативно-тактической авиации официально именуется командиром корабля. Такой привилегией обладают только летчики тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.
МиГ-31 до сих пор носит титул самого быстрого истребителя в мире. Максимальная скорость полета — 3 тысячи километров в час. Самолет предназначен для перехвата и уничтожения целей, в том числе крылатых и баллистических ракет, на предельно малых, средних и больших высотах в простых и сложных метеоусловиях. Ранее иностранные специалисты обратили внимание на расширенный арсенал перехватчиков МиГ-31БМ и МиГ-31БСМ, включающий новую ракету малой дальности Р-74М класса «воздух-воздух», которая делает МиГ-31 одним из самых универсальных самолетов.
Сегодня МиГ-31БМ считается самым эффективным истребителем в воздушном бою. Он уступает только самолетам пятого поколения Су-57. К 2030 году Россия собирается ввести в эксплуатацию совершенно новый класс перехватчиков. Ожидается, что предстоящее шестое поколение истребителей МиГ-41 сможет воевать даже в ближнем космосе. Перехватчик сможет летать на гиперзвуковых скоростях, в два раза быстрее, чем нынешние МиГ-31.
В Советском Союзе также существовала программа для модернизации перехватчиков, но распад СССР помешал реализации МиГ-31М, проект отменили в 1995 году после нескольких успешных летных испытаний из-за экономической ситуации в России. МиГ-31 был более затратным в производстве, чем самолет Су-27. После распада СССР Россия решила сосредоточиться на универсальных моделях. Су-27 хоть и уступал по характеристикам МиГ-31, но его было легче адаптировать для различных военных задач.