В Дубае открылся международный авиакосмический салон, который позиционирует себя как третий в мире по значимости — после Ле Бурже и Фарнборо. В этом году здесь представлены 1200 экспонентов из 60 стран и 160 самолетов на аэродроме — весьма солидные показатели.
Россия, присутствующая на Dubai Airshow с 1993 года, тоже в тренде — на этот раз наши привезли одну из самых представительных экспозиций за последние несколько лет. С Европой-то отношения охладели, а потому упор в выставочных показах приходится делать на азиатские авиасалоны. И делегация РФ на этот раз весьма представительная — от вице-премьера Дмитрия Рогозина (он представил стенд РФ наследному принцу эмирата Дубая) и главы «Ростеха» Сергея Чемезова до десятков влиятельных чиновников рангом пониже.
В Дубай «живьём» прилетели истребитель Су-35С, Sukhoi Superjet-100 с салоном представительского класса, самолет-амфибия Бе-200 и транспортник Ил-76. Плюс, конечно же, эскадрилья «Русских витязей», поменявшая свои Су-27 на Су-30СМ, которые выпускают в Иркутске. 8 таких машин корпорация «Иркут» не так давно передала «Витязям», весной они выступали на них на авиасалоне в Малайзии и вот теперь прилетели в Дубай — из Кубинки с двумя посадками. «Витязи» безусловно станут «изюминкой» салона — других авиагрупп, летающих на тяжелых истребителях, в мире нет.
Богдан вам покажет
Одной из главных интриг Dubai Airshow станет заочное противостояние российского Су-35С, впервые выступающего на Ближнем Востоке с лётной программой, и американского F-16. На нашем истребителе, относящемся, кстати, к поколению 4++, будет демонстрировать публике чудеса высшего пилотажа пилот компании «Сухой», заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан. Интерес к Су-35 проявляют Индонезия, Индия, Малайзия, Китай и ряд других стран. А после успешных действий наших ВВС в Сирии интерес к истребителю ещё более возрос, в т.ч. и в ОАЭ, где природные условия схожие. Так что вероятность приобретения Эмиратами партии Су-35 весьма высока. Что не может не беспокоить американцев, после поставки шейхам в начале 2000-х партии F-16 воспринимающих ОАЭ как свою вотчину. Тем более, российский истребитель превосходит F-16 по ряду параметров.
И снова «Суперджет»
В Дубай прилетел «Суперджет» с бортовым номером RA-89053, принадлежащий компании «Русджет». Вмещает он до 19 пассажиров. Как рассказали в компании «Гражданские самолёты Сухого», SSJ100 с салоном бизнес-класса стал пользоваться спросом — заказчикам поставлено уже 8 машин с VIP-интерьерами. После установки дополнительных топливных баков и ряда других технических решений дальность полета бизнес-версии «Суперджета» увеличена до 7 тыс. км, что «позволяет удовлетворить потребности самых требовательных заказчиков». Как предполагают в ОАК, до 2036 года авиакомпаниям Ближнего Востока понадобится 2 975 самолётов, и «Суперджет» вполне может занять здесь свою нишу.
А вот другая надежда нашего авиапрома — среднемагистральный МС-21, — вопреки прогнозам СМИ, в Дубай не прилетел. Как сообщил источник в российской делегации, «рано ещё» — сейчас самолёт проходит лётные испытания в Жуковском и первое его появление за границей можно ожидать в феврале на авиасалоне в Сингапуре или в июле в Фарнборо.
Пассажирский лайнер МС-21. Инфографика →
Покорители Эвереста
Рядом со стендами российских гигантов — Рособоронэкспорта, ОАК и проч. — скромно разместилась небольшая компания «Системы Скат», разрабатывающая беспилотники. Она демонстрирует в Дубае серийный беспилотный аппарат SKAT TERRA 640, на испытаниях в Гималаях установивший мировой рекорд высоты: во время облёта главного пика горы Эверест он достиг отметки 9333 м. Причём, как с гордостью рассказывают разработчики, сделать это аппарату не помешали ни разреженный воздух, ни повышенный фон солнечной радиации, ни ветер до 27 м/с, ни сверхнизкая температура. По словам гендиректора компании Сергея Белюскина, сейчас идёт процесс регистрации достижения в Книге Гиннеса, а сам беспилотник может пригодиться альпинистам, геодезистам, спасателям и военным.
От «Панциря» до «Триумфа»
Из продукции военного назначения, помимо истребителей, пожалуй, наибольший интерес вызывает зенитная ракетная система С-400 «Триумф», которая сегодня безупречно работает в той же Сирии. Много внимания нашим вертолетам — особенно после того, что на выставке объявлено о покупке Индией у РФ 200 Ка-226 и неназванного количества Ми-171.
Всего же, по данным ФСВТС, в Дубай прибыло 214 образцов вооружений и военной техники. Причём впервые используются новейшие выставочные технологии: голографический мультимедийный каталог и демонстрационный стол с левитирующими моделями. Любой желающий может увидеть в действии работу разведывательно-ударного вертолета Ка-52, военно-транспортных Ми-171 и Ми-35М, учебно-тренировочного Як-130, фронтового истребителя МиГ-29М, а также моделей зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», ЗРК «Бук» и «Тор». Отмечу и интерес арабов к ПЗРК «Игла» и «Верба».