Сейчас много говорят об иностранной военной помощи Украине. Но все эти пушки-танки надо как-то довезти до действующей армии. Понятно, что уничтожить оружие, пока оно доставляется до территории Украины морем или по воздуху, невозможно: нападение на транспортное средство в таком случае будет равносильно объявлению войны тому государству, которому данный транспорт принадлежит. Но когда западные вооружения и боеприпасы разгружаются, а затем пересекают украинскую границу и движутся на восток — можно ли накрыть их до того, как они будут оприходованы на передовой и применены по назначению? Почему российские войска, имея высокоточное оружие, ракетные комплексы, не могут пресечь все эти поставки?
Стрелять нельзя терпеть
«Существуют две причины, по которым борьба с транзитом западной военной помощи представляет собой сложную задачу, — пояснил для АиФ военный эксперт Алексей Леонков. — Первая причина гуманитарная. Россия в данный момент проводит на Украине специальную военную операцию. Если была бы объявлена война, речь шла бы о полномасштабных боевых действиях с поражением военной и гражданской инфраструктуры противника. На войне как на войне. Но декларированные РФ цели — не «вбомбить Украину в каменный век», а провести ее демилитаризацию и денацификацию. Под демилитаризацию разрушение гражданских объектов не попадает, особенно если там находятся некомбатанты. А они там находятся: на вокзалах, узловых станциях, в пригородных электричках, наконец. В современной Украине железная дорога — основной вид транспорта при эвакуации беженцев из зоны проведения спецоперации.
Вторая причина — чисто военная — состоит в том, что железная дорога представляет собой довольно сложную цель для авиации и высокоточного оружия. Разрушенные железнодорожные пути быстро восстанавливаются силами ремонтных бригад — это вопрос нескольких часов. Разрушение мостов на первый взгляд представляет собой идеальное решение проблемы, но это только на первый взгляд.
Мосты слишком далеко
Со времен Второй мировой войны мосты считаются одной из самых сложных целей для поражения. Чтобы понять, почему, — вспомните, как выглядит железнодорожный мост через реку. Он состоит по большей части из пустого пространства между опорами и силовыми элементами конструкции. А попасть желательно в опору моста. И не просто попасть, а полностью разрушить сооружение, рассчитанное на то, чтобы выдерживать состав весом минимум в 4 тыс. тонн.
При наведении высокоточной ракеты воздушного базирования используется система глобального позиционирования. Не знаю, как у «Глонасса», а у военного GPS погрешность составляет порядка 1-2 метров. Это при том, что достаточно промаха в сантиметр, чтобы ракета ушла «в молоко», то есть в воду под мостом.
Гарантированное уничтожения моста с первого раза, таким образом, дают лишь следующие способы: минирование или подсветка опоры моста лазером для точного наведения на объект высокоточной ракеты. Оба способа требуют присутствия на месте группы спецназа.
Первый путь, учитывая размах противодиверсионной паранойи на Украине, — вообще не вариант. Второй чуть более реален: все-таки непосредственно к мосту приближаться не надо. Но и он крайне сложен, Украина — густонаселенная страна, и встретить на берегу реки не в меру любопытного рыболова более чем возможно.
Фронтовая логистика
Это не значит, что с перевозками иностранной военной помощи бороться нельзя. Можно, и эта борьба ведется. Например, Минобороны РФ несколько раз сообщало об уничтожении высокоточным оружием тяговых подстанций. По сути, это мощные и дорогие трансформаторы, которые преобразуют ток от ЛЭП в тот, что потребляет контактная сеть железной дороги. Это заставило украинскую железную дорогу сперва перевести перевозки оружия на тепловозную тягу, а затем, учитывая дефицит дизельного топлива, резко сократить их. Теперь иностранную военную помощь возят в основном автомобильным транспортом. Зачастую — под видом гуманитарных грузов. Одна фура может поднять не более 20 тонн, но это, например, две американские гаубицы М777.
Охотиться за грузовиками — дело неблагодарное. Поэтому в последнее время ВКС перешли к нанесению ударов по логистическим центрам ВСУ, куда техника и вооружения попадают перед отправкой к местам боевых действий. Примерно неделю назад Минобороны сообщило об уничтожении крупного логистического центра в городе Соледар в Донецкой области. Это как раз тот случай. И, наконец, каждое утро можно слышать от официального представителя Минобороны фразу о том, что по местам сосредоточения личного состава и военной техники противника были нанесены удары авиации, артиллерии или ракетных войск. Это последний рубеж, на котором технику, прибывшую из-за рубежа, можно уничтожить скопом. Далее — только индивидуально — на линии огня».