Примерное время чтения: 9 минут
3986

«Гром» и «Молния». Есть ли перспективы у БПЛА российской армии?

Беспилотные летательные аппараты на полигоне «Капустин Яр».
Беспилотные летательные аппараты на полигоне «Капустин Яр». / Максим Блинов / РИА Новости

На днях было объявлено о создании в России нового оружия — роя ударных дронов «Молния». Это здорово, но жаль, что новость существует только «в будущем времени». А не шибко развитая Турция свой рой уже опробовала в Сирии год назад. Что у нас не так с БПЛА?

Дрон «Гром»

Подробности проекта таковы: перспективный скоростной беспилотный летательный аппарат «Гром», довольно большая машина с размахом крыльев 10 метров, будет способен управлять роем из 10 компактных ударных дронов «Молния». По причине слабосильности «Молний» тот же «Гром» будет доставлять их до места применения в сбрасываемом контейнере.

Оба проекта  и «Гром», и «Молния» — находятся в работе у компании «Кронштадт». При этом «Гром» сам будет неплохо вооружен. При взлетной массе в 7 тонн он будет способен доставлять полезную нагрузку массой 1,3 тонны на дальность 800 км. Номенклатура вооружений самая широкая: корпорация «Тактическое ракетное вооружение» готовит для него ракеты класса «воздух-поверхность» и управляемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500.

Однако все это в будущем. Почему России так не везет с беспилотниками? Ведь их проекты десятками выставлялись, например, на авиасалонах МАКС начиная с 90-х годов.

«В России не выработана единая политика по отношению к БПЛА, — считает военный эксперт, заместитель главного редактора журнала „Арсенал Отечества“ Алексей Леонков. — Хорошо, что в последнее время наши разведывательные беспилотники неплохо показали себя в Сирии. Выяснилось, что беспилотная авиация — дело выгодное, ведь самолет с человеком на борту стоит в разы дороже. Применение ударных дронов (жаль, не российских, а иностранных) показало, что они при определенных условиях могут заменить собой тактическую авиацию.

До этого работы по созданию БПЛА шли в России ни шатко ни валко. Можно сказать, имела место кооперация по принципу „лебедь, рак и щука“. Однако как только у военных возник спрос на дроны и в отрасли появились деньги, конкуренция среди разработчиков резко усилилась. Не всегда она проходит по-джентльменски. Очень тяжелая судьба, например, выпала на долю аппарата „Альтиус“ и всех, кто его создавал. Конструктора обвинили во всех тяжких, сейчас он находится за решеткой.

Некоторые структуры пытались подчинить себе все, что имеет отношение к беспилотникам. Некоторые организации ушли под крыло концерна „Калашников“, некоторым удалось сохранить независимость. Крупный игрок на этом поле, компания „Сухой“, продолжает работать над серьезным проектом БПЛА С-70 „Охотник“. Уже упомянутый „Кронштадт“ тоже занимается дронами весьма серьезно, но говорить о поточном производстве перспективных аппаратов в России пока преждевременно. Более или менее крупными партиями у нас строят только „Орланы“, „Фениксы“ и „Форпосты“. Последние — лицензионная копия израильского аппарата 90-х годов».

Не надо преувеличивать

При этом и у нас, и во всем мире эйфория от первых успехов беспилотной авиации постепенно стихает. Приходит понимание, что она не всемогуща.

«Рой дронов может с успехом применяться против вооруженных формирований, у которых отсутствует ПВО и радиоэлектронная борьба, — продолжает Леонков. — Против армий развитых государств атаки даже значительного числа небольших малоскоростных аппаратов вряд ли будут успешными. Дроны могут быть заменителями тактической авиации только в определенных условиях. Либо им предстоит стать гораздо более быстрыми. Как С-70 „Охотник“, про который я уже говорил. Кстати, этот аппарат разрабатывается в первую очередь в интересах ВМФ. В его задачи будет входить целеуказание для крылатых ракет „Калибр“, разведка на морских театрах военных действий и т. д. Работы по „Охотнику“, насколько мне известно, идут непросто».

Тактико-технические данные некоторых БПЛА

С-70 «Охотник» (Россия)

С-70 «Охотник».
С-70 «Охотник». Фото: Commons.wikimedia.org
  • Длина — 14 м
  • Размах крыла — 19 м
  • Боевая нагрузка — 2,8-8 т
  • Взлётная масса  25 т
  • Максимальная скорость  1400 км/ч
  • Практический потолок  18 000 м
  • Дальность полёта  6000 км
  • Статус — проходит испытания

«Гром» (Россия)

БПЛА «Гром».
БПЛА «Гром». Фото: РИА Новости/ Григорий Сысоев
  • Длина — 13,8 м
  • Размах крыла — 10 м
  • Боевая нагрузка — 1,3-2 т
  • Взлетная масса — 7 тонн
  • Максимальная скорость — 1000 км/ч
  • Потолок — 12 000 м
  • Дальность — 800 км
  • Статус — в стадии проектирования

«Орлан-10»

БПЛА «Орлан-10».
БПЛА «Орлан-10». Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков
  • Длина — 1,8 м
  • Размах крыла — 3,1 м
  • Нагрузка — от 5 кг
  • Взлётная масса  14 кг
  • Максимальная скорость  150 км/ч
  • Практический потолок — 6000 м
  • Дальность полёта  600 км
  • Статус — на вооружении

MQ-1 Predator (США)

MQ-1B Predator с ракетой Hellfire, 2008 г.
MQ-1B Predator с ракетой Hellfire, 2008 г. Источник: Public Domain
  • Длина — 8,23 м
  • Размах крыла — 14,84 м
  • Боевая нагрузка — 340 кг
  • Взлетная масса — 1020 кг
  • Максимальная скорость — 217 км/ч
  • Потолок — 7920 м
  • Дальность полёта — 740 км
  • Статус — на вооружении
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах