Лучший в России, да и не только, основной боевой танк Т-90М «Прорыв» среди множества новых электронных опций получил голосовой информатор. Такие есть на самолётах, в частности, на новейших истребителях МиГ-35, а вот на танках это ноу-хау появилось впервые. Подобного еще нет ни у кого.
Предупреждает о перегреве масла
Все уже привыкли к пользованию автомобильного навигатора, который помогает водителю определить оптимальный маршрут, предупреждает о превышении скорости и прочие услуги оказывает. Многих, например, голос Гарика Харламова оповещает: «Впереди камера на 60». Понятно, что в танке Т-90М «Прорыв» будет совершенно другой интуитивный интерфейс.
Об особенностях действия голосового информатора для танка практически ничего не известно. Представители УВЗ (производителя танков) ссылаются на общую секретность «объекта» и возможности «голосового помощника» не раскрывают. Ну, вполне логично. А вот в видео на сайте aif.ru (общедоступном) в совершенно несекретном сюжете про танк Т-90М один из членов экипажа, рассказывая о достоинствах и возможностях «Прорыва», упоминает про эту новинку. «Голосовой помощник очень помогает, предупреждает, например, о перегреве моторного масла», — говорит танкист.
Потенциал голосового информатора танка наверняка несравненно выше оповещения о техническом состоянии самой боевой машины. Можно предположить, что «голос» подскажет маршрут продвижения, предупредит не только о препятствиях, но и об огневых точках противника. Может быть, распознает противотанковые средства, даст сигнал, что танк попал в поле зрения их прицелов, и выдаст координаты грозящей опасности. Возможно, даже подскажет, какой снаряд использовать для её ликвидации.
«Ещё десять лет назад о подобном и мечтать было нельзя, но время не стоит на месте, в военной технике оно тоже прогрессирует, — рассказал aif.ru военный эксперт генерал-лейтенант Анатолий Хрулёв. — Воздушные дроны военного назначения тоже были поначалу чем-то экзотическим и всерьёз не воспринимались. Голосовой помощник для танкиста пока тоже в диковинку.
Но здесь нужно понимать, что это не просто навигатор, а целая система оповещения на поле боя. Это комбинация разведки и управления, данные которых поступают к каждому экипажу не информационно, а уже с конкретными рекомендациями и целеуказаниями. Здесь и обратная связь должна быть — сведения одной машины передаются другим с уже конкретными рекомендациями. Это и для ведения самого боя, и для эвакуации экипажей подбитых машин. Наверняка голосовой помощник будет предупреждать экипаж и о других видах опасности, например, с воздуха. Это действительно хорошее подспорье для танкистов в бою».
ГАЛС — помощник в бою, но без голоса
У нынешней системы голосового информирования был (да и действует поныне) предшественник — навигационный комплекс ГАЛС-Д2М для БМП и БМД, а также основных боевых танков Т-72 и Т-90. По информации производителя НПО «Прогресс», эта система помогает экипажу ориентироваться на местности и принимать решения благодаря полученной информации. Принятый ещё в 2012 году комплекс превзошел по своим характеристикам не только отечественные, но и иностранные аналоги.
Этот навигационный комплекс работает в привязке к системам навигации ГЛОНАСС и GPS, в том числе в режиме исключения несанкционированного доступа, и единой системе управления тактического звена «Созвездие М2». В состав ГАЛС входят центральный блок управления и навигации, спутниковая антенна, датчик скорости, курсоуказатель механика-водителя, цветной сенсорный дисплей командира боевой машины.
На экране отображаются такие параметры, как данные о географическом местоположении, скорости передвижения и трехмерном пространственном положении. Вычислительная система выдает экипажу полную информацию о маршруте, цели, пункте назначения. Комплекс датчиков и камер позволяет механику-водителю легко ориентироваться в пространстве. Бортовая вычислительная система предоставляет информацию о препятствиях, а во время боя позволяет работать в едином информационно-навигационном пространстве.
ГАЛС-Д2М, как информационный помощник, заслужил хорошую, но «молчаливую» репутацию — данные передаются на дисплей монитора, на который в боевых условиях не всегда есть возможность отвлекаться. Можно предположить, что сейчас этому комплексу дали «голос», когда информация идёт не визуально, а сразу в уши каждому члену экипажа.
В небе — «Рита»
Голосовой информатор российских истребителей МиГ-35 получил название «Рита». Женское имя связано и с женским голосом, который спокойно разговаривает с пилотом — в том числе и в критических ситуациях. Даже если пожар в двигателе случается, «Рита» сообщит об этом без паники в голосе и предложит вариант выхода из сложной ситуации. При боевом применении, во время воздушного боя или атаки на наземные цели, она же приятным голосом даст ценные указания по действиям пилота.
Можно предположить, что в танковом шлеме указания звучат мужским голосом. Во-первых, в танковой башне гораздо шумнее, чем в кабине истребителя. Во-вторых, команды танкистов короткие и мотивированные, настраивающие на решительные действия, «бьющие» в мозг импульсами.
Тут вкрадчивый и учтивый голос «Алисы» точно не подойдёт. Нужно что-то даже не брутальное, а чисто командное, раскатистое и, желательно, до боли знакомое. Голос родного комбата или комдива. Привычные для многих автомобилистов голоса в навигаторе, которыми говорят Гарик Харламов, Федор Бондарчук, Василий Уткин, Владимир Мешков или Баста, для танкистов точно не подойдут.