Серийное производство автономного необитаемого подводного аппарата «Сарма» планируется начать в 2024 году. Этот подводный беспилотний предназначен для выполнения огромного ряда задач: от выполнения исследований до мониторинга состояния подводных установок и коммуникаций на глубинах Мирового Океана. Особенно большие надежды возлагают на его применение в Арктике: благодаря автономной работе в течение трёх месяцев аппарат сможет работать в суровой ледовой обстановке.
В 2018 году Фонд перспективных исследований предложил создать многоцелевую подводную автономную платформу для изучения Арктики и поддержки функционирования Севморпути. Реализацией идеи занялись ЦКБ «Лазурит» и концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Аппарат разрабатывается в рамках проекта «Айсберг».
Беспилотник был представлен в июле на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге. И 15 сентября один из представителей разработчиков заявил, что к 2024 планируется выход на серийное производство аппарата.
Подводный беспилотник «Сарма» предназначен для геологоразведки, контроля в Арктике за системами газо- и нефтепроводов, химического анализа. Сможет он также проводить научные исследования на глубинах Мирового океана, и даже транспортировать различные грузы. Особо подчёркивается, что аппарат не будет использоваться как средство вооружения или доставки оружия.
Ещё один потенциальный вид задач — обслуживание подводных сооружений и коммуникаций, управление подводным оборудованием нефтегазового комплекса, осуществление поиск затонувших объектов.
Все это аппарат делает в автономном режиме, причём сохраняется такой режим работы до трёх месяцев. Разработчик подчёркивает, что такая характеристика крайне важна для применения «Сармы» в арктических условиях, когда поверхность морей и океанов долгое время покрывает толстый слой льда. Даже под ним аппарат сможет самостоятельно курсировать на глубине, долгое время, не всплывая на поверхность. Расстояние, которое сможет преодолеть аппарат на одной заправке, — около 10 000 км.
Форма изделия напоминает торпеду. При этом её точный размер и водоизмещение ещё не установлены. Тело оборудования представляет собой несколько модулей, число которых можно увеличивать в зависимости от задачи. «Сарма» же получит многоразовую воздухонезависимую (анаэробную) энергоустановку, что и позволит долгое время обходиться без всплытия.
ФПИ и разработчики раскрыли данные о внешнем виде и ожидаемом уровне характеристик подводного беспилотного аппарата «Сарма», а также перечислили трудности, которые необходимо решить в настоящее время. В основном эти трудности связаны с тремя аспектами: конструкцией двигателя, полностью автономной системой управления и высокоточной навигационной системой, способной работать без внешних сигналов.
Сейчас разрабатываются всевозможные модули аппарата с различными функциями, в частности сейсморазведки и связи.
В планах инженеров — разработать полностью независимую систему управления. Возможно, для этого задействуют самые передовые технологии, в том числе искусственный интеллект. Такая установка позволит аппарату следовать по намеченному пути без человеческого участия, невзирая на «подводные камни» на встречавшиеся. Также особое внимание уделяется навигации, которая должна предоставлять точные данные. Также рассматривается вариант использования электрохимических генераторов. Реагенты, способствующие их деятельности, будут содержаться в криогенной системе «Сармы».
В ближайшем будущем будут проведены испытания «Сармы» в акватории Белого моря. Если все пойдёт по плану, будет начато серийное производство «Сармы», после чего аппарат выйдет на Северный морской путь.
Источник: https://www.fpi.gov.ru