Флагман украинских военно-морских сил «Гетман Сагайдачный» оказался в центре судебного разбирательства.
Как говорится в сообщении, размещённом на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины, военной прокуратурой Южного региона Украины выявлен факт выхода из строя дизельного двигателя фрегата ВМСУ «Гетман Сагайдачный» вскоре после его ремонта, проведённого в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
«Несмотря на нарушение условий контракта, предприятие-подрядчик не устранило дефекты двигателя по гарантии в течение согласованного срока, что негативно влияет на боеготовность ВМС ВСУ», — говорится в сообщении.
Прокуратурой подан иск в отношении подрядчика о взыскании штрафа в размере 668 тысяч гривен (около 1,5 млн рублей). Продолжается судебное разбирательство.
Тайный агент Кремля
В феврале 2017 года стало известно, что в рамках бюджетной программы развития вооружения и военной техники Вооружённых сил Украины на ремонт и модернизацию флагмана ВМСУ выделен 91 миллион гривен. При этом на текущий ремонт планируется потратить 14,5 миллиона гривен.
Ремонт проводится в плавучем доке Черноморского судоремонтного завода, но силами киевского судостроительного предприятия «Кузница на Рыбальском», которое до 2017 года носило название «Ленинская кузница».
Согласно договору, Черноморский завод получит за это 10 процентов от стоимости тендера на ремонт, выигранного «Кузницей на Рыбальском».
Кому же принадлежит предприятие, некачественным ремонтом наносящее вред обороноспособности Украины? 83 процента акций завода «Кузница на Рыбальском» находятся во владении Закрытого недиверсифицированного корпоративного инвестиционного фонда «Прайм эссетс кэпитал», куда их передал для формального соблюдения закона о разделении бизнеса и госслужбы реальный хозяин: президент Украины Пётр Порошенко.
Так вот и выясняется, что глава Украины — тайный агент Кремля, занимающийся саботажем и диверсиями.
«Самозванец» «Гетман Сагайдачный»: советский «сторожевик», ставший «гордостью Украины»
Впрочем, заводчанам, ремонтирующим фрегат «Гетман Сагайдачный», впору посочувствовать. «Гордость украинского флота» на деле таковой далеко не является.
В своей далёкой юности грозный фрегат строился как сторожевой корабль (СКР), в просторечье «сторожевик», то есть относился к классу судов, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспорта и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
Будущий «Гетман Сагайдачный» был заложен в октябре 1990 года в Керчи по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Корабль спустили на воду в марте 1992 года, и в июне того же года он в недостроенном состоянии вошёл в состав ВМСУ. Весной 1993 года он был принят в эксплуатацию и объявлен фрегатом.
Именно «объявлен», потому что с точки зрения технических и боевых характеристик заявленному классу он не отвечает. Модернизированный «сторожевик» в состоянии гонять нарушителей или пиратов, выполнять операции в составе группы кораблей, но с точки зрения серьёзного морского сражения он бесполезен.
Зато последние четверть века он бессчётное количество раз выполнял представительские функции: принимал президентов, совершал официальные визиты, был задействован в учениях флотов стран НАТО, даже однажды участвовал в фестивале парусников.
Во время событий «Крымской весны» «Гетман Сагайдачный» находился в походе, и вернулся уже не в Севастополь, а в Одессу, что на Украине трактуется как яркий пример верности присяге. Правда, Из 211 человек команды по прибытии в Одессу 28 человек бесследно исчезли. С точки зрения украинского командования, они дезертировали, но, пользуясь американской терминологией времён «холодной войны», можно сказать, что «они выбрали свободу».
Побег патриотов: чем закончилась история первого корабля под флагом Украины
История Военно-морских сил Украины на сегодняшний день простирается от «сторожевика» до «сторожевика».
Считается, что первым кораблём, поднявшим флаг Украины, стал СКР-112, который 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Согласно официальной версии, принятой на Украине, капитан 2 ранга Николай Жибарев вместе с другими украинскими патриотами из числа офицеров флота, устав от унижений и издевательства командования, решился на переход из Севастополя в Одессу. Героических моряков 8 часов преследовали российские корабли, намеренные потопить мятежников, но «патриоты ушли от погони».
Другая версия событий звучит так: капитан Жибарев за восемь дней до этих событий был снят с должности за неблаговидные поступки. Поняв, что карьера рушится, бравый моряк решил продолжить её во вновь созданном украинском флоте. Командование Черноморского флота в условиях полнейшей неразберихи, связанной с неопределённостью, возникшей после распада СССР, послало корабли за СКР-112, чтобы разобраться, чего вообще хочет его экипаж. В конечном счёте после переговоров на СКР-112 махнули рукой, и он добрался до Одессы.
Развязка этой истории вовсе не героическая. Когда флот поделили, и СКР-112 стал называться U132, выяснилось, что его техническое состояние не выдерживает никакой критики. Уже летом 1993 года корабль был сдан для разоружения и демонтажа. Патриоты призывали сделать из него памятник, но командование сочло, что на украинскую «Аврору» СКР-112 не тянет. В 1996 году судно разделали на металлолом.
Разбазаренное наследство
АиФ.ru рассказывал о печальной истории раздела Черноморского флота, в результате которого от гордости СССР мало что осталось. Что касается атмосферы, царившей среди моряков, её каноническим отображением многие называют сцену принятия украинской присяги из фильма «72 метра».
По российско-украинскому договору о разделе Черноморского флота Украине досталось 18,3 % судов. ВМС Украины были переданы 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолётов, 30 вертолётов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.
Но и тогда, и сейчас в Киеве не могли внятно ответить на вопрос: «Зачем Украине военный флот?»
По правде говоря, ответа на этот вопрос в течение долгого времени не знали и в России. В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках: в устье Дуная и в Керченском проливе. Участок, который мы можем контролировать, — узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива. Даже дежурные силы флота стоят на базе».
Но в РФ, кажется, всё-таки определились и приступили к процессу восстановления Черноморского флота.
А вот в Военно-морских силах Украины к началу 2014 года осталось менее 25 процентов судов, полученных при разделе советского флота. Речь идёт о списочном составе, а сколько из них были способны выполнять боевые задачи, сказать трудно.
К примеру, в конце февраля 2014 года и. о. министра обороны Украины адмирал Игорь Тенюх заявлял, что «условно боеспособны только четыре корабля: фрегат „Гетман Сагайдачный“, корвет „Тернополь“, корабль управления „Славутич“ и большой десантный корабль „Константин Ольшанский“».
«Крымская весна»
Во время «Крымской весны» большая часть моряков ВМСУ, находившихся в Крыму, перешла на сторону крымчан. К 20 марта 2014 года часть кораблей ВМС Украины покинула Севастополь, 25 судов вспомогательного флота и 6 боевых кораблей подняли флаг Российской Федерации.
Экипажи тех кораблей, которые остались под украинским флагом, были обезоружены силами крымской самообороны. 25 марта 2014 года был спущен украинский флаг на последнем корабле: тральщике «Черкассы». Финальный акт драмы под названием «Украинский флот в Крыму» обошёлся без жертв.
28 марта 2014 года Владимир Путин приказал Министерству обороны РФ передать Украине военную технику крымских частей, отказавшихся переходить на сторону России.
Правда, осмотр, проведённый специалистами, показал, что большинство из передаваемых кораблей находятся в плачевном состоянии. Поэтому передача судов украинской стороне осуществлялась с лёгкой душой. Хотели передать и единственную в составе ВМСУ подводную лодку «Запорожье», но оказалось, что это физически невозможно ввиду катастрофического технического состояния субмарины.
Боевые корабли ВМСУ: одни не плавают, другие не стреляют
Ну и что же имеют в своём составе ВМСУ, базой которых теперь является Одесса?
В списочном составе украинского флота более полусотни судов, однако большинство из них — это вспомогательные корабли и малые катера.
О флагмане ВМСУ мы рассказали подробно. Ещё один корабль, который безо всяких оговорок относится к боевым судам, — корвет «Винница». Введённый в эксплуатацию в 1976 году корабль в советское время назывался «Днепр» и служил в составе морских частей погранвойск КГБ СССР.
Третий в списке — средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», введённый в эксплуатацию ещё в 1971 году. До 1994 года корабль назывался СДК-137, затем именовался «Кировоград», а ныне он носит имя капитана 3 ранга ВМС Украины, убитого на Донбассе.
По данным украинских экспертов, корабль своего хода не имеет и перемещается только с помощью буксиров. Привести судно в порядок, судя по всему, уже невозможно.
О состоянии ВМСУ хорошо говорит такой пример: одним из самых мощных судов украинского флота является ракетный катер «Прилуки», оснащённый двумя пусковыми установками противокорабельных ракет «Термит». Этот катер принадлежит к проекту 206МР «Вихрь», в рамках которого было построено 12 кораблей. Вот только строительство самого «юного» из них закончилось в 1983 году, и сейчас все корабли, кроме катера «Прилуки», либо списаны, либо утилизированы. «Прилуки» же в последний раз проводил боевые стрельбы ещё в XX веке, а ракеты к его комплексу, имеющиеся на складах, давно исчерпали паспортный ресурс. То есть стрелять, конечно, можно, но чем это кончится, неизвестно.
Новейшие катера ВМСУ разрабатывали для флота Узбекистана
Есть у ВМСУ и новинки. В 2016 году в строй вошли «Аккерман» и «Бердянск», артиллерийские катера проекта 58155 «Гюрза-М». Построил их завод «Ленинская кузница», ныне «Кузница на Рыбальском», предприятие Петра Порошенко.
Корабли были торжественно представлены как грозная сила, способная противостоять «агрессии России». Главное, не вникать в подробности, чтобы случайно не узнать, что первоначальный проект «Гюрза» был разработан для береговой охраны... Узбекистана. Да, у Узбекистана нет морей, но и бронекатера, согласно проекту, не морские, а речные.
Затем проект модернизировали, и приняли решение построить девять таких катеров для ВМСУ, для действий в бассейне реки Дунай и в прибрежных зонах Чёрного и Азовского морей.
При новой украинской власти, в 2016 году, заложили ещё четыре катера проекта, а всего обещали построить ещё 20.
Дабы не утомлять вас перечислением технических характеристик, приведём один факт: катера проекта «Гюрза» обладают только лёгкой броневой защитой, способной защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм. По сути, это что-то вроде плавающего бронетранспортёра, для которого опасность представляет даже выстрел из РПГ. Говорить о его реальном боестолкновении с настоящим боевым кораблём как-то неловко.
«Этот потешный флот будет потоплен за 40 минут»
В ноябре 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время рабочей поездки в Херсон заявил: «Мы морская держава, но много потеряли. Наша задача сегодня возродить наш статус. Пройдёт не один год. Завтра это не произойдёт. Но если мы чётко понимаем наши приоритеты, то будем сильной, крепкой морской державой».
Чуть ранее начальник Управления коммуникаций и прессы Министерства обороны Украины Оксана Гаврилюк объявила: «Военно-морские силы Украины до 2020 года получат в своё распоряжение около 30 боевых кораблей и катеров».
Нетрудно подсчитать, что ВМСУ должны получать новый корабль каждые полтора месяца. График совершенно нереальный даже для развитых морских держав, не говоря уже о современной Украине. Пока сданы только уже упоминавшиеся «Аккерман» и «Бердянск», на постройку которых ушло четыре года.
Есть ещё амбициозный проект строительства корветов, первый из которых, названный «Владимир Великий», строится с 2011 года в Николаеве. В конце 2014 года готовность головного корабля проекта оценивалась в 43 процента. С тех пор о «Владимире Великом» мало что известно.
У Черноморского флота России проблем, что называется, выше крыши. Но все эти проблемы не идут ни в какое сравнение с состоянием ВМСУ.
В 2016 году командир полка «Азов» Андрей Билецкий дал интервью телеканалу «112 Украина», в котором назвал флот Украины бутафорским.
Билецкого, убеждённого нациста, вряд ли можно заподозрить в работе на Россию. Однако он уверенно говорит о том, что ВМСУ, где, по его мнению, «количество адмиралов превосходит количество боевых кораблей», российскому Черноморскому флоту не соперник.
«Нужно понимать: при географическом доминировании Крыма, существовании там мощной авиационной группировки, этот весь прибрежный потешный флот будет потоплен за 40 минут», — приводит слова Билецкого телеканал «112 Украина».
Глядя на происходящее, можно сделать вывод, что сегодня Военно-морские силы Украины нужны лишь украинским адмиралам, а также тем, кто получает бюджетное финансирование на оборонных заказах, среди которых самый сладкий «кусок пирога» достаётся владельцу предприятия «Кузница на Рыбальском».