Что за универсальный двигатель для истребителей разрабатывают в России?
В России создадут универсальный двигатель для истребителей. Разработкой по заказу Минобороны займется ОКБ имени А. Люльки Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК «Ростех»). Об этом сообщил управляющий директор предприятия Евгений Семивеличенко.
«Каждый год опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки получает 60-80 патентов на что-то новое. Более того, мы сегодня рассматриваем возможность создания некоего универсального двигателя с применением узлов предыдущих двигателей», — сказал Семивеличенко РБК.
На какие истребители можно будет установить новый двигатель?
По словам Семивеличенко, новый универсальный двигатель будет предназначен для истребителей Су поколений 4+ и 4++.
Четвертое поколение реактивных истребителей разрабатывалось в 1975-2010 годах. Эксперты отдельно выделяют поколения 4+ и 4++, эти самолеты по характеристикам и эффективности приближены к истребителям пятого поколения. К 4+ относятся Су-33, Су-30, Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, J-10. Представителями поколения 4++ являются Су-35 и МиГ-35.
Какие двигатели он заменит?
По словам Семивеличенко, установить двигатель можно будет на истребители Су-27, Су-30, Су-35. В настоящий момент на эти самолеты ставятся три двигателя: на Су-27 — АЛ-31Ф, на Су-30 — АЛ-31ФП и на Су-35 — АЛ-41Ф1С.
АЛ-31 — базовый двигатель серии авиационных высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами. Его проектирование началось еще в 1973 году. С 1985 года двигатели семейства АЛ-31 производятся на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО) и московском АО «„ОДК“ Производственный Комплекс „Салют“»
АЛ-31Ф — это базовый вариант двигателя. Его длина составляет 4945 мм, диаметр входа — 905 мм, масса — 1488 кг, стендовая тяга на форсаже — 12 500 кгс, тяга на режиме максимал — 7770 кгс, температура газов перед турбиной — 1665 К, степень сжатия — 23:1, степень двухконтурности — 0,56, расход воздуха — 112 кг/с, удельный расход топлива в крейсерском режиме — 0,67 кг·кгс/час, в режиме максимал — 0,75 кг·кгс/час, на режиме полный форсаж — 1,92 кг·кгс/час.
На базе АЛ-31Ф производится большое количество модификаций. Например, АЛ-31ФП (форсажный поворотный), предназначенный для истребителей Су-30СМ и Су-30МКИ, в отличие от базового АЛ-31Ф, имеет управляемый вектор тяги, который повышает маневренные характеристики самолета. Его масса несколько больше чем у АЛ-31Ф: 1520 кг.
АЛ-41Ф1С также известен как изделие 117С. Это двигатель «первого этапа» для истребителя Су-35С. Он был создан на основе АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и АЛ-41Ф. Двигатель на 80% состоит из новых деталей, от предшественников его отличает повышенная тяга на режиме форсаж (14000 кгс (14500 в чрезвычайном режиме) против 12500 у АЛ-31Ф), полностью цифровая система управления, плазменная система зажигания, новый компрессор большего диаметра, повышенный ресурс (4000 часов против 1000 у АЛ-31Ф), а также улучшенные расходные характеристики.
Зачем нужен универсальный двигатель?
Как пояснил РБК исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, новая разработка позволит Минобороны сократить номенклатуру закупаемых изделий, а также упростить техобслуживание и логистику. По его оценкам, на создание такого двигателя с учетом всех необходимых испытаний потребуется около двух лет.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко в беседе с «Коммерсантом» отметил, что проект позволит постепенно унифицировать двигатели тяжелых истребителей Су на основе использования технологии изделия 117. По словам Макиенко, новый универсальный двигатель позволит уйти от устаревающих АЛ-31Ф и АЛ-31ФП. Кроме того, фронтовые бомбардировщики Су-34 и многоцелевые истребители Су-30СМ нуждаются в более мощных двигателях, особенно это относится к более тяжелому Су-34.
По мнению экспертов, новый двигатель может быть интересен также заказчикам из других стран, в частности Китаю и Индии.