Что за самый неудачный в мире танк Т-84У создали на Украине?
Вооруженные силы Украины полностью отказались использовать стоящие на вооружении танки Т-84У «Оплот», созданные собственной оборонкой. Украинские танкисты просто не хотят воевать на этих танках, называя их за глаза тракторами или самыми неудачными танками в мире.
О боевом опыте применения Т-84У «Оплот» ничего не известно. Только один раз боевая машина такого типа была замечена в Харьковской области в июле, но сделала ли она хоть один выстрел, не сообщается. При этом существует множество военных баек, как этот «аппарат» показал себя во время непродолжительной эксплуатации в танковых частях украинской армии. Первоначально этот танк хотели направлять исключительно на экспорт, но после того, как заказчики от него стали отказываться, передали украинским военным.
Бумажный танк
Согласно характеристикам, это довольно передовой танк, который вполне мог усилить любую армию мира. Производители даже несколько раз самонадеянно называли его лучшим танком в мире. Его создавали на базе советского танка Т-80 УД, и, согласно проекту Харьковского конструкторского бюро по машиностроению, он получил значительные доработки. Было заявлено, что огневая мощь танка значительно выросла, он стал более маневренным, получил множество систем защиты, которые позволят ему выжить на поле боя. Изюминкой его стала автоматическая семиступенчатая коробка передач, которая получила аж три задних скорости. Но при этом танк обрел множество недостатков. Главной проблемой стало качество сборки — количество поломок во время эксплуатации было запредельное. Украинские танкисты признавали, что этот танк не годится даже для учебы, и на занятиях язвительно отводили ему роль неисправной техники, когда учились буксировать боевые машины.
Его качает, от него тошнит
Подвел этот танк и во время соревнований — аналога российского танкового биатлона — Strong Europe Tank Challenge. Т-84У продемонстрировал просто феноменальную способность отказываться работать в самый неподходящий момент. Выяснилось, что его пушка во время движения сильно раскачивается, поэтому речи о том, чтобы произвести выстрел на ходу, даже не шло. Стрельба с коротких остановок после гашения вибраций была возможна, но понятно, что о хороших результатах на соревнованиях мечтать не приходилось. В современном бою это грозит куда более серьезными проблемами. Но этим беды украинских танкистов не ограничились, довольно проблемной оказалась система управления огнем, регулярно подводила система заряжания. Экипаж так переволновался, что долгое время не мог совершить выстрел, а когда это получилось, то ни о каком попадании в цель речь уже не шла.
Еще одно фиаско потерпели эти танки во время ходовых испытаний в Греции, во время которых производитель хотел продемонстрировать лучшие качества машины иностранным заказчикам. На что они рассчитывали, непонятно, но то, что произошел полный провал, стало ясно после того, как механики-водители стали жаловаться на недомогания. Выяснилось, что выхлоп частично попадает внутрь боевой машины, и это приводит к отравлению выхлопными газами. Чтобы завершить испытания, экипажу пришлось надеть противогазы.
Количество их неизвестно
Производитель, конечно, неоднократно обещал исправить все «болезни» танка, и ему, по всей видимости, долгое время верили. Поэтому в 2009 году украинское Минобороны заключило контракт с заводом ЗТМ им. Малышева на производство 10 танков Т-84У с дальнейшей пролонгацией к 2015 году на производство еще 40 «Оплотов». Однако была выполнена только первая часть договора. Почему был сорван государственный заказ, не сообщалось, говорилось об отсутствии финансирования, но не исключено, что военные уже тогда разуверились в этом танке. Также неизвестно, сколько сейчас Т-84У «Оплот» находится войсках, в каком они состоянии и решатся ли украинские военные пойти на нем в бой.