Примерное время чтения: 3 минуты
3891

Что за бронекатер «Шмель» Каспийской флотилии замечен в порту Мариуполя?

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Категория:  Армия
Ответ редакции

В акватории порта Мариуполя замечены артиллерийские катера Каспийской флотилии проекта 1204. По классификации НАТО, это малые речные патрульные канонерские лодки класса «Шмель». На опубликованных в социальных сетях снимках можно увидеть, как корабли патрулируют пространство вокруг мариупольского порта и проходят мимо завода «Азовсталь». Скорее всего, катера «Шмель» привлечены для охраны порта и иностранных судов. АиФ.ru разбирался, что это за проект.

Общие характеристики

Водоизмещение артиллерийского катера проекта 1204 составляло 73,4 тонны. Его стальной корпус был гладкопалубный, что упрощало его эксплуатацию в прибрежных мелководных районах морей. Относительно предыдущих моделей был увеличен запас общей прочности корпуса, и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.

У «Шмеля» неплохие характеристики по защите. Толщина бронирования корпуса (в районе машинного отделения) достигает 8 мм, крыши ходовой рубки и палубы (также в районе машинного отделения) — 5 мм, вертикальных стенок ходовой рубки и барбетов артиллерийской установки — 1 см.

Длина катера почти 28 метров, ширина чуть более четырех. Максимальная скорость хода — 23-24 узла. Небольшое судно, однако такое и нужно для работы на реках и в прибрежных зонах. Такие катера могут выходить в патрулирование вплоть до 7 суток без пополнения запасов, а дальность плавания составляет до 590 км. Экипаж состоит из 14 человек — теоретически это должен быть один офицер, 2 мичмана и 11 матросов.

Вооружение

Сразу оговоримся, что вооружение катера могло поменяться или быть модернизировано со временем, поэтому расскажем о том, которое установлено официально. Артиллерийские катера проекта 1204 получили на вооружение башню от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм танковой пушкой Д-56ТС и спаренным с ней 7,62-мм танковым пулеметом СГМТ. На «Шмеле» есть реактивная пусковая установка БМ-14-17 с 17-ю направляющими, расположенными в пакете в два яруса. Впрочем, это не полноценный боевой корабль — прицельную стрельбу он способен вести только в неподвижном состоянии при отсутствии качки.

Боекомплект для установки БМ-14-17 состоит из 34 140-мм осколочно-фугасных неуправляемых турбореактивных снарядов М-14-ОФ. В качестве основного средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера смонтирована спаренная 25-мм зенитная артиллерийская установка 2М-3М. Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы.

История создания

Речные катера отлично зарекомендовали себя в боевых условиях и продолжили службу по окончании войны. Причем стали строиться и новые катера. В 1965 году ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание на проектирование нового речного артиллерийского катера проекта 1204. Он был предназначен для решения задач несения дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.

Проектирование нового артиллерийского катера было поручено ЦМКБ «Алмаз». Технический проект был утвержден в конце 1965 года. Уже в 1967 году на Керченском судостроительном заводе «Залив» было развернуто крупносерийное производство артиллерийских катеров проекта 1204. Всего с 1967 по 1974 год было построено 118 артиллерийских катеров проекта 1204.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах