Примерное время чтения: 6 минут
3472

Специалист за 90 дней. Чему и как учат военных моряков в российском ВМФ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Хочешь в Россию? Предъяви талант и визу 14/08/2013
Алексей Даничев / РИА Новости

Эта мера во многом позволила сделать армию и флот более привлекательными для молодёжи, но от руководящего состава всех степеней потребовала кардинального пересмотра системы подготовки военнослужащих и значительного повышения эффективности учебных программ.

Необходимо было найти ответ на вопрос, как за 12 месяцев подготовить умелого бойца. Или, применительно к Военно-морскому флоту, как за год сделать из парня, который, возможно, и моря-то не видел, морского волка? Ну или хотя бы волчонка. И очень похоже, что ответ на этот вопрос найден.

Вот что должен знать матрос...

«У нас задача сложная, - говорит Дмитрий Коровин, капитан 1-го ранга, начальник Учебного центра подготовки младших специалистов ВМФ. - Из года службы на обучение отводится всего 3 месяца - вдвое меньше, чем в советские времена. Сложно, но выполнимо при условии хорошей организации учебного процесса и рационального использования каждой минуты учебного времени».

Эта флотская учебка готовит связистов, гидроакустиков, операторов радиолокационных станций (всего 16 военно-учётных специальностей) для всех российских флотов и Каспийской флотилии. Есть в ВМФ и другие учебные отряды, но, например, обучающие операторов новомодных БИУС (боевых информационно-управляющих систем корабля) - только здесь. Центр, естественно, находится поближе к морской воде, на Балтике, в Выборге. За свою историю этот старинный город успел побывать и швед­ским, и финским, и российским, и советским, и снова российским. На учебке это отразилось самым непо­средственным образом: её корпуса до 1944 г. принадлежали Шюцкору - охранному корпусу финских отрядов самообороны.

Стены у школы младших специалистов старые, а их наполнение - это касается и людей, и техники - вполне новое. Средства связи в ВМФ развиваются очень быстро. Например, за последние годы на воду были спущены 5 корветов типа «Стерегущий», и на каждом были новые системы связи и новые радиостанции, не всегда похожие на предыдущие. Тут как с гражданскими электронными приспособлениями - пока изучишь все функции только что купленного гаджета, он успеет устареть. Угнаться невозможно. Поэтому новую аппаратуру начинают осваивать ещё до её поступления в Выборгский центр «в железе». Появился новый прибор - его воспроизводят с помощью компьютерного моделирования. Сменил программное обеспечение - и на экране монитора матрос видит тот самый прибор, с которым скоро будет иметь дело в боевой части на том или ином корабле.

Современные методы обучения здесь применяют и при изучении таких старых добрых дисциплин, как азбука Морзе. Она была изобретена в середине позапрошлого века, но до сих пор не списана в утиль. Передача сообщений при помощи точек и тире - самый устойчивый и защищённый от помех вид радиосвязи. Конечно, сейчас уже никто не работает «на ключе», как радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Радист просто набирает слова на обыкновенной клавиатуре, а в длинные и короткие сигналы их переводит компьютер. Существуют, однако, две проблемы. Первая: печатать надо быстро. Этому связистов такой военной профессии учат в первую очередь, так что, если кому-то позарез нужно овладеть слепым десятипальцевым методом набора текста, добро пожаловать в Военно-морской флот! И вторая проблема: принимать морзянку компьютеры пока не научились - это приходится делать на слух, как во времена радистов-челюскинцев. А для этого нужно иметь хотя бы элементарное чувство ритма.

Худеем по-флотски

Основную часть трёхмесячного обучения курсанты проводят за столом перед монитором компьютера или тренажёром. А от этого, как известно, можно здорово поумнеть, а вот стать похожим на героя боевиков с накачанными мускулами - вряд ли. Дело в том, что предыдущие 10-15 лет своего существования Вооружённые силы РФ боролись с дефицитом веса у призывников. В не слишком сытые 90-е в армии молодёжь, бывало, откармливали. Сейчас военные медики и офицеры по физической подготовке сталкиваются с проблемой противоположного характера. Только в выборгскую учебку в прошлый призыв попали 14 человек с диагнозом «ожирение». Новая проблема, которую приходится решать.

«Это поколение, которое росло на переписке в социальных сетях, чипсах и кока-коле, - сетует командир части. - А им через 3 месяца на корабль, где во время морского похода разное может случиться - от пожара до пробоины. Даже если не случится, знаете, какая суммарная длина всех трапов на крупном надводном корабле? Больше морской мили!»

Ну и как с этим быть? «Худеть, - продолжает Д. Коровин. - Был у нас недавно случай. Призвался молодой человек, который «на гражданке» работал учителем информатики. Умница, светлая голова, но вес - больше 100 килограммов! Он с трудом до стадиона добирался, не говоря уж о сдаче каких-то нормативов на этом стадионе. Но, глядишь, за 3 месяца похудел до 80 кило. И это без с­нижения рациона питания. Вот тогда этот парень и признался, что пошёл служить именно для того, чтобы сбросить вес и избавиться от компьютерной зависимости. В общем, флот российский - лучший диетолог».

В принципе физподготовка во всех Вооружённых силах одинаковая, но имеется у военных моряков и своя специфика. Есть такая морская шлюпка - называется шестивёсельный ял. Она почти не изменилась со времён парусного флота. Понятно, что на всех кораблях давно существуют моторные катера, но обучение гребле - морская традиция. К тому же она решает сразу несколько задач: привыкание к морю, качке - раз, обучение навыкам совместной работы - два, ну и море, солнце и азарт шлюпочных гонок - три, четыре и пять.

Лекарство от дедовщины

Если с физическим здоровьем у большинства современных призывников дела обстоят не очень, то душевное, похоже, пошло на поправку.

«В последние годы наблюдается значительное улучшение качества призывного контингента, - говорит Владимир Игнатов, начальник пункта психологической помощи и реабилитации Выборгского учебного центра. - Примерно до 2005 г. к нам попадало много матросов, что называется, с проблемами. Многие были с 4-5 классами образования, криминальными наклонностями, агрессивным поведением. На 600 призывников могло быть 40-50 человек с наличием риска суицида. Сейчас другое дело. У нас 37% курсантов с высшим образованием, и это ныне характерно не только для ВМФ, но и для всех Вооружённых сил. А образование - это интеллект, кругозор, мотивированность на службу. Отсюда дисциплина, чувство собственного достоинства, снижение неуставных взаимоотношений. Знаете, в последнее время - постучу по дереву - мы стали забывать о случаях казарменного хулиганства».

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах