21802

Незваные гости. Сколько западных кораблей вместит Чёрное море?

Давайте разбираться. Право прохода военных кораблей через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет международная Конвенция от 20 июля 1936 года. Она была подписана всеми черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в швейцарском Монтрё. В том самом городе, где долгие годы жил Владимир Набоков, где нет моря, зато есть Швейцарская Ривьера и Женевское озеро.

Динозавры в проливах

Военным кораблям посвящён весь второй раздел Конвенции. В статье 10 указано, что «в мирное время лёгкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Чёрному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы без каких-либо сборов или плат».

Но военные корабли других классов подчиняются иным правилам — статье 11: «Прибрежным к Чёрному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14 (15 тыс. тонн — прим. ред.), при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами».

К нынешним реалиям последнее замечание особого отношения не имеет. Последний советский линкор, который мог выйти в Средиземное море, назывался «Севастополь» и был разобран на металлолом в 1956 г. Давайте разбираться с более современным «железом».

Авианосцам вход запрещён

Всех интересует вопрос: а что будет, если американцы введут в Чёрное море свой ударный авианосец, вооружённый сотней самолётов и вертолётов? Можно успокоиться — не введут. В Конвенции чёрным по белому прописано ограничение на проход проливов кораблями нечерноморских стран — не более 10 тыс. тонн в каждой посудине. Стандартное водоизмещение атомного ударного авианосца типа «Нимитц» примерно в 10 (!) раз больше — что-то около 100 тыс. тонн. К тому же сейчас в составе Шестого флота ВМС США нет авианосной ударной группировки.

Любопытно, что в тексте самой Конвенции авианосцы отсутствуют. О них сказано только в приложениях: «Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов». Почему? Возможно, потому, что в 1936 г. авианосцы для флотов европейских держав всё ещё оставались экзотикой. Тогда они присутствовали только в составе британских ВМС. Ещё один строился, но так и не был завершён в нацистской Германии.

Кстати, в момент прохода проливов, согласно Конвенции, авианосцам запрещено выполнять полёты авиации, находящейся на борту кораблей.

В настоящее время авианосцы в составе флотов причерноморских государств отсутствуют. Собственно, их там никогда не было. Максимально похожими можно считать советские тяжёлые авианесущие крейсера (ТАКР) «Киев», «Минск» и «Новороссийск», нёсшие по 18 истребителей и столько же вертолётов, а также серьёзное ракетное вооружение. В состав Черноморского флота они, правда, никогда не входили, но строились на заводе в Николаеве, а чтобы попасть на свои родные Северный и Тихоокеанский флоты, проходили через проливы. Однако в начале 90-х советские тяжёлые авианесущие крейсеры продали за границу. Там их использовали не по назначению: один превратили в плавучую гостиницу, второй — в парк развлечений в Китае, третий разобрали на металлолом в Южной Корее.

В 80-х годах советские ТАКР очень часто резвились в Средиземном море, пугая Шестой флот. Ныне их место в тёплых водах занимает единственный российский ТАКР «Адмирал Кузнецов», но он приписан к Североморску.

Тонны и дни

Подводя итог, можно смело сказать: самое страшное из того, что может противостоять России в Чёрном море, — это вполне современный американский крейсер типа «Тикондерога» водоизмещением 9600 тонн. В составе Шестого флота есть один такой, называется «Анцио», но в Чёрное море он почему-то не стремится. К нему может вполне законно прилагаться некоторое количество кораблей сопровождения — в статье 18 Конвенции Монтрё сказано, что общий тоннаж, который посторонние страны могут иметь в Чёрном море в мирное время, не может превышать 30 тыс. тонн. При этом «каковы бы ни были цели их пребывания в Чёрном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня».

Для справки: американский эсминец «Дональд Кук» (находился в Чёрном море до 24 апреля) тянет на 6783 тонны, американский же фрегат «Тейлор» — на 4100, французский корабль-разведчик «Дюпюи де Лом» — на 3100.

Короче, по тоннажу претензий нет. Зато есть по срокам. В феврале этого года уже упомянутый «Тейлор» превысил срок пребывания на 11 суток. Официальная причина — сел на мель в турецком порту Самсун и повредил лопасти винта. Вроде бы причина вполне объективная, только, согласно тексту Конвенции, он всё равно считается нарушителем.

О любых передвижениях турецкое правительство должно быть предупреждено минимум за 8, а лучше — за 15 дней. Полный текст Конвенции с приложениями можно при желании посмотреть здесь. Узнаете много интересного — например, как должны проходить проливы «военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, жёлтой лихорадки, сыпного тифа или оспы, или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней».

Оставить комментарий (13)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество