Примерное время чтения: 5 минут
3186

Иностранный легион. Должны ли мигранты служить в армии?

Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин заявил о создании экспертного совета, который займётся рассмотрением обращения к президенту с просьбой разрешить иностранным гражданам служить в Вооружённых силах РФ.

Депутаты обещали рассмотреть идею на ближайшем заседании Комитета Госдумы по обороне и, чем чёрт не шутит, внести поправки в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Вы служите, мы вас подождём!

Валерий Рашкин.
«На первый взгляд, Союз мигрантов, равно как и поддержавшие его законодатели, ломятся в открытую дверь, — говорит Александр Гольц, военный обозреватель, заместитель редактора «Ежедневного журнала». — Гражданам государств СНГ давно разрешено служить в российских Вооружённых силах в качестве контрактников. Однако отечественные военачальники к подобной возможности комплектования армии относились явно без восторга. Они установили жёсткие стандарты для кандидатов: образование не ниже среднего, а также владение военной специальностью, необходимой в российской армии. Посему количество иностранных граждан в нашей армии весьма невелико: несколько сотен человек.

Правда, люди из Союза мигрантов говорят несколько о другом. А именно: за год службы по призыву сыну таджикского дворника из Москвы или узбекского строителя из Тюмени дадут российское гражданство».

На самом деле в этой идее, если её грамотно воплотить в жизнь, нет ничего плохого. В Великобритании с 1947 г. существует так называемая Бригада гуркхов, которая комплектуется исключительно выходцами из Непала. Это одна из наиболее боеспособных британских частей, поэтому она не вылезает из «горячих точек». При поступлении на службу надо сдать тесты по английской грамматике, математике и физподготовке. Кстати, в 2008 г. гуркхи заслужили право получения британского гражданства после выхода в отставку.

В тех же США в армию можно поступить не будучи гражданином, имея только грин-карту — вид на жительство. Американское гражданство дают уже после истечения первого (трёхлетнего) контракта. А в годы иракской войны в Вашингтоне прошло несколько церемоний, когда все большие семьи погибших солдат получали американское гражданство. У американцев тоже существует жёсткая система требований, которым должен отвечать рекрут.

Нельзя не упомянуть и про самое известное соединение, состоящее из мигрантов, — французский Иностранный легион. Сейчас в его 11 полках служат более 7500 человек. В основном это выходцы из Восточной Европы и бывшего СССР. В лучшие времена, в годы Первой мировой войны, там служили более 40 тыс. иностранцев. После нашей Гражданской войны в легионе было много русских эмигрантов, после Второй мировой — немцев, в том числе бывших эсэсовцев. По традиции, берущей своё начало аж с 1831 года, на прошлое легионеров никто не смотрит — при поступлении на службу можно назваться любым именем.

Нынче первый контракт легионер подписывает на 5 лет, после 3 лет службы он имеет право запросить французское гражданство. Согласно закону, принятому Сенатом в 1999 г., легионер, раненный во время боевых действий, имеет право на получение гражданства независимо от срока службы.

А как у нас?

А у нас дальше начинаются те самые детали, в которых, согласно поговорке, прячется дьявол. Если Союзу мигрантов удастся пролоббировать поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», в армию запросто могут попасть восемнадцатилетние оболтусы, не закончившие начальной школы и не имеющие даже нужного числа медицинских прививок. Довольно сомнительное приобретение, если учесть, что призывные ресурсы самой России не были полностью использованы до самого последнего времени.

Например, выходцев из Чечни и Дагестана в Вооружённые силы очень давно не призывали, к этой практике вернулись только в ходе весеннего призыва – 2014. Причём чеченцев не брали на службу аж с первой Чеченской войны, а ребят из Дагестана перестали призывать лет 10 назад после ряда диких выходок. Многим памятны избиения офицеров и слово «Кавказ», написанное этими горячими парнями на бритых головах уроженцев других субъектов федерации. Не окажутся ли дети мигрантов ещё более неуправляемым контингентом, особенно, если учесть, что штаты офицеров-воспитателей и заместителей командиров по работе с личным составом в Министерстве обороны не увеличивают?

Былое и думы

Самое интересное, что удачные примеры массового привлечения иностранцев в российские силовые структуры у нас уже были. С 1992 по 2005 г. в Республике Таджикистан вполне успешно действовала Группа Пограничных войск России. В последние годы её существования рядовой и сержантский состав почти целиком состоял из местных уроженцев, принятых в ФСБ на контракт. Отбор был достаточно жёстким — знание языка, физическая подготовка, морально-волевые качества… Благо недостатка в кандидатах не было. По таджикским понятиям, контрактникам платили очень хорошие деньги, на которые можно было не то что семью содержать, но и половину кишлака, из которого завербовался счастливчик. Проблем с дисциплиной у таджиков на российской службе тоже не было. Если возникала необходимость применять оружие — а она возникала довольно часто, — таджики, не задумываясь, стреляли и в афганских контрабандистов, пришедших из-за пограничной реки Пяндж, и в своих соотечественников, подавшихся в исламские фундаменталисты.

В наши дни подобную практику взяла на вооружение 201-я военная база Министерства обороны России, оставшаяся, в отличие от пограничников, в Таджикистане. Там служат по контракту граждане Таджикистана и Узбекистана, что даёт базе некоторое право гордо называться «нашим иностранным легионом».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах