Сегодня ситуация коренным образом изменилась - официально все выпавшие в холодное время осадки должны утилизироваться в специальных снеготаялках - мобильных и стационарных.
Этот способ уборки для экологии столицы безусловно менее вредный, а вот для казны, естественно, более затратный. Но кто проверит, сколько снега, а вместе с ним и бюджетных денег утекло в столичную канализацию за зиму? Ведь, отчитываясь за убранные тысячи кубометров, коммунальщики не раскрывают секрета, как замеряют снежную массу, склонную к естественной убыли.
Хозяева снежных дорог
Сегодня в городе насчитывается 156 передвижных и 46 стационарных снегоплавильных пунктов. В сутки они могут переработать более 300 тыс. кубометров снега. «Наиболее важные для движения дороги - вылетные магистрали, проспекты и кольцевые трассы - обслуживают предприятия нашего департамента, - рассказала «АиФ» руководитель пресс-службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. - Улицы и придворовые территории находятся в ведении префектур. Власти округов занимаются этой работой за счёт собственных средств. Контроль за расходованием лежит на Счётной палате. Могу предположить, что злоупотребления, как и в любой другой сфере, могут быть, но мы с этим боремся». На практике же - префектуры округов сами проводят тендеры на обслуживание определённых территорий, сами же потом и контролируют работу подрядчиков.
За зиму в городе выпадает в среднем 200 тыс. кубометров снега. Чтобы расчистить столицу, из городского бюджета выделяется порядка 6 млрд. руб. Это примерно 70% от всех средств, положенных на уборку в год. На что идут казённые деньги? На то, чтобы освободить от осадков около 100 млн. м2 дорог, на закупку реагентов, организацию снеготаялок, перевозку и утилизацию снега. Получается, что растопить один кубометр снежной массы обходится в 80-120 руб. в зависимости от категории дороги. Сократить расходы на утилизацию осадков можно за счёт установки в городе большего числа мобильных плавилок - они существенно сокращают транспортные расходы. Но дымящиеся агрегаты сами стоят недёшево (от 5 до 10 млн. руб. в зависимости от мощности). К тому же они технологически недоработаны, поэтому иногда портят воздух. Да и пропускная способность канализационных стоков конечна. При этом ответить, сколько же получают подрядные организации от общего пирога, в Департаменте ЖКХ затруднились. Известно лишь, что за возможность расчистить столицу зимой борется больше 200 компаний.
На всех снега не хватает
В городе существует и несколько десятков организаций, занимающихся сбором и вывозом снега на коммерческой основе. К ним обращаются в случаях, когда власти строго придерживаются нормативов уборки, по которым после окончания снегопада на расчистку объектов дорожного хозяйства различных категорий отводится до 14 дней. Некоторые компании не хотят столько времени наблюдать снежные завалы под окнами своих офисов, вот и нанимают частные фирмы. Цены у этих бизнесменов вполне умеренные - очистка квадратного метра обходится в среднем в 50 руб., плюс погрузка в самосвал - 800 руб. Один рейс «КамАЗа» стоит от 3000 до 4500 руб. в зависимости от расположения плавилки. При этом сотрудники этих организаций уверены, что могли бы составить серьёзную конкуренцию победившим в конкурсах коллегам. Но им приходится перебиваться случайными заказами.
«Во время сильных снегопадов - то есть в самые рабочие для нас часы - снеготаялки принимают только машины городских или окружных организаций, водители которых имеют специальную учётную пластиковую карту, - рассказал шофёр одного из грузовиков частной компании. - В таких случаях приходится ехать в Подмосковье и сгружать снег на «сухие» снеготаялки-полигоны, а то и просто на обочину или в овраг. Наш хозяин пытался договориться с местными властями об официальном заказе, даже предлагал более низкие, практически демпинговые цены, но, похоже, там уже давно всё застолбили по блату. Думаю, если за эти контракты так держатся, значит, это очень доходный бизнес. К примеру, в тёплую погоду, когда температура пляшет вокруг ноля, большие объёмы снега таят сами по себе, но их проводят по бумагам как утилизированные. Особенно это удобно делать на мобильных плавилках, не оборудованных весами. Но и при стационарных пунктах существуют так называемые отстойники - площадки, куда сгружается привезённый снег».
В правоохранительных органах объяснили, что не имеют никакой информации по утилизации снега, не ведут надзора за этой сферой и не очень представляют себе, как контролировать её финансирование. Ведь ещё со школы всем знаком закон о круговороте воды в природе. Правда, во взрослой жизни выясняется, что этот круговорот сопровождается и другим - денежным, причём финансы в нём испаряются с неменьшей скоростью, чем вода. Ясно, что городу необходимы снеготаялки, и практика их использования подтверждает правильность идеи в целом. Хотелось бы ещё, чтобы никто не грел руки на столичном снеге.