Герой Советского Союза Александр Курзенков погиб в последний день войны при выполнении своего последнего боевого задания. С долгой жизнью Александру не повезло. Зато ему повезло со старшим братом Сергеем.
Сергей Курзенков воевал летчиком-истребителем на Северном флоте, потом служил в Москве в штабе морской авиации. После Победы окончил Литературный институт и стал писателем. В книге «Под нами — земля и море» Сергей Курзенков дал брату вторую жизнь.
Двое из морской авиации
У братьев Курзенковых была прекрасная пролетарская биография: родились в семье потомственного текстильщика. Сергей — в 1911 г., Александр — 12 сентября 1920 г. В 1927 г. младший брат поступил в школу. С 1935 по 1937 год учился в школе ФЗУ, а затем работал токарем инструментального цеха № 1 Московского автозавода. Без отрыва от производства окончил аэроклуб в Москве. В 1939 году был принят в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил накануне войны... сержантом. Именно так: предвоенный выпуск всех летных училищ в СССР поголовно не получил офицерского звания.
Войну он начал пилотом бомбардировщика в составе ВВС Черноморского флота. Летал на СБ и Ил-4. После одной аварийной посадки Александр попал в госпиталь, потом — в новую часть. С января 1942 г. он пилот 73-го бомбардировочного авиаполка Балтийского флота. Но долго в «бомберах» не задержался, стал разведчиком. В 26-й отдельной разведывательной эскадрилье, которая летала на пикировщиках Пе-2 с фотоаппаратурой, таланты летчика раскрылись в полной мере.
«Экипаж Саши Курзенкова не только пришелся ко двору воздушным разведчикам, но и оказался рожденным для полетов на разведку, — писал про младшего брата старший. — Уже первые, смелые до дерзости успешные полёты по тылам врага показали, что у комсомольского экипажа незаурядные качества настойчивых, умных воздушных следопытов, умеющих прорываться сквозь заслоны истребителей, зенитный огонь, всё видеть, всё замечать. Лучшими союзниками для воздушных разведчиков стали непогода и облака. К тому же Курзенков избегал шаблона, однообразия в действиях.
— Шаблон, — говорил он своим друзьям, — спутник простаков. Воздушный разведчик должен быть не только находчивым, смелым, всевидящим, но и хитрым. Облака, солнце и непогода — его верные друзья...
Для одиночного воздушного разведчика самый опасный враг — истребители. Встреча с ними не может сулить ничего приятного. Поэтому разведчики хорошо научились вести наблюдение за воздухом, вовремя замечали истребители врага и уходили от них.
„Воздушным следопытом“ называли товарищи Александра. Он обладал природными дарованиями разведчика. Умел замечать все, оценить каждое явление, выделить главное, применить военную хитрость. Боевые успехи опытного летчика отмечены четырьмя орденами Красного Знамени...
Вражеские истребители много раз устраивали засады: они ловят самолёт Курзенкова на высоте, а он проносится на малой; они стерегут его на малой, а он пролетает в заоблачной выси; ждут его над сушей, а он пролетает бреющим над морем».
Герой, брат героя
К концу 1943 года у Александра на личном боевом счету уже было 100 боевых вылетов на бомбежку и 127 полётов на дальнюю разведку.
22 января 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Старший брат получил свою Золотую звезду еще летом 1943-го. Когда весть о том, что два их земляка стали героями, дошла до Наро-Фоминска, там собрали полмиллиона рублей и на эти деньги купили 2 истребителя Як-9Д. Эти самолеты дальнего радиуса действия были особенно востребованы морскими летчиками и разведчиками. На самолете этого типа Александр и погиб.
Последний полет
«8 мая 1945 г. я дежурил по штабу авиации Военно-морского Флота, — писал в своей книге старший брат Сергей. — Война закончилась, но кое-где враг еще сопротивлялся. Не капитулировала и окруженная так называемая Курляндская группировка, занимавшая порты Либава и Виндава на побережье Балтийского моря. Гитлеровцы, надеясь избежать плена, старались выиграть время, погрузиться на корабли, уйти в нейтральные страны».
На разведку одного из таких конвоев взлетел Пе-2, штурманом которого был капитан Григорий Давиденко, ближайший друг Александра. На базу самолет не вернулся.
«Не было предела Сашиному горю. Оно душило его. До самого вечера он не мог найти себе места. На исходе 18-го часа командир полка вызвал к себе Александра и приказал:
— Парой на Як-9 вылететь на поиск вражеского конвоя.
Александр откровенно доложил, что после гибели товарищей он очень плохо себя чувствует, и попросил отстранить его от вылета. Командир полка майор Усачев отчитал брата, обвинив его в малодушии:
— Нечего слёзы лить. Война продолжается. Выполняйте боевое задание.
— Товарищ командир, — вспомнил Саша, — к тому же у меня самолёт неисправен.
— Отставить разговоры... Вы что, не можете взять любой самолёт в эскадрилье?
— Есть взять любой самолет и лететь на задание!
Александр повернулся и вышел из кабинета командира полка».
Конвой был обнаружен, но над ним самолет Курзенкова сбили немецкие истребители.
«Пока тянул мотор, Саша летел к берегу, передавая по радио всё, что с ним произошло. Он сообщил, как вел бой, как удалось выйти из него. Передал:
— Мотор поврежден, тяну к берегу, осталось несколько миль...
Потом поступило следующее сообщение:
— Мотор сдал... Сажусь на воду... Квадрат... Высылайте катера!
И вдруг раздался отчаянный возглас:
— Фонарь! Фонарь заклинило!.. Не могу открыть... Не могу...»
Так в последний день войны погиб один из самых результативных разведчиков авиации советского ВМФ.