— Кто отвечает за обеспечение школьного питания? Когда наши дети будут получать здоровую пищу, а не чипсы с колой? И какие категории детей вправе расчитывать на бесплатные завтраки в школе?
— Финансирование мероприятий по организации школьного питания в настоящее время осуществляется в рамках региональных и муниципальных программ за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К их ведению относится ремонт, реконструкция помещений школьной столовой, замена технологического оборудования, приобретение мебели, посуды, другого инвентаря, подготовка кадров и повышение их квалификации и др.
Сегодня отдельным категориям детей (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных, малообеспеченных семей, воспитывающимся одним родителем и др.) осуществляются выплаты на бесплатное и льготное питание, что составляет от 3,5 до 85 рублей на одного ребенка в день (например, в Чукотском автономном округе на горячие завтраки выделяется 17 рублей на каждого учащегося, на горячие завтраки и обеды — 52 рубля; 150 рублей в день выделяется на четырехразовое питание каждому учащемуся, проживающего в интернате).
Размер таких выплат в среднем по стране составляет 8 рублей на одного ребёнка в день (при средней стоимости завтрака в городах — 10 рублей, а обеда — 20-25 рублей), а общая численность детей, получающих эти выплаты, − от 30 до 55 процентов. Остальным детям питание в школе оплачивают родители. Кроме того, в ряде регионов реализуются программы «Школьное молоко», в рамках которых 100 процентов обучающихся начальной школы обеспечиваются два раза в неделю бесплатным молоком или молочными продуктами.
Также в настоящее время во многих регионах началась серьёзная работа по изменению системы школьного питания. Цель этой масштабной работы — обеспечить всех ребят качественной пищей, одновременно вкусной и полезной. В 2008-2009 годах для решения этой задачи будет выделено около 3 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Эти средства направляются на создание условий для обеспечения качественным питанием более 400 тысяч школьников, а также на приобретение для школьных пищеблоков современного оборудования, строительство школьно-базовых столовых и современных комбинатов питания. В рамках этого направления нацпроекта «Образование» примерно в 20 регионах ежедневные дотации на питание выделяются всем школьникам с 1 по 11 класс.
— Кто должен платить за учебники — государство или родители? И должны ли школы-экстернаты обеспечивать своих учеников учебниками?
— Основная обязанность по обеспечению ребят учебниками возложена на региональные органы управления образованием, которые обеспечивают финансирование закупок учебников для школ региона. При этом в разных субъектах Российской Федерации может быть принята своя система организации закупок (например, в виде централизованной закупки на уровне региона, самостоятельной закупки школами и др.).
Минобрнауки России ежегодно утверждает федеральные перечни учебников, прошедших экспертизу в Российской академии наук и Российской академии образования, которые допущены или рекомендованы к использованию в учебном процессе. Каждый учитель, с учётом собственных наработок и реализуемой в школе образовательной программы, имеет право выбора из федеральных перечней, на основании чего и должны формироваться закупки учебников для учащихся.
Школы-экстернаты, как и остальные образовательные учреждения, осуществляют материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств, при этом они вправе привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств.
— Малокомплектные сельские школы закрывают, и дети вынуждены ездить каждый день по 20-30 км в другие посёлки. Не задушит ли закрытие малокомплектных школ образование на селе вообще?
— Прежде всего, исходить необходимо из интересов и потребностей ребёнка. Наша главная задача состоит в обеспечении доступности качественного школьного образования.
Не секрет, что в малокомплектных сельских школах зачастую не обеспечивается должный уровень качества образования. В силу разных причин: отсутствие квалифицированных учителей по всем предметам, слабая лабораторная база, отсутствие нормальных условий и т.д. Кроме того, необходимо всегда помнить, что функция школы не только дать знания, но и, что не менее важно, подготовить каждого ребёнка к жизни, обеспечить его социализацию. А без полноценного общения со сверстниками этой цели достигнуть невозможно.
Безусловно лучше, когда ребёнок ходит в школу рядом с домом, но только если эта школа имеет высококлассных учителей, современную базу, хорошие бытовые условия и (!) нормальную среду общения. Если эти 4 условия выполнены, значит у ребёнка есть все возможности, чтобы получить качественное образование и стать успешным в жизни. Иначе мы ограничиваем его выбор дальнейшего пути.
Поэтому если в селе есть возможность создания такой школы, надо её использовать. Либо пристальнее взглянуть на другие возможности: создание базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся; внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов; интеграция и кооперация образовательных учреждений различных типов и ступеней, внедрение дистанционных методов обучения; сетевая организация образовательного процесса. Вот далеко не полный перечень того, что сегодня делается в регионах с целью обеспечения доступности качественного образования на селе.
— Когда в сельских школах будет профильное образование? У нас в поселке дети лучше знают, как устроен компьютер, чем как работает трактор. Кто же будет работать в сельском хозяйстве, если сельская школа не даст ребятам необходимые азы (хотя бы на уроках труда)?
— Совершенно согласен, что необходимо большее внимание уделять именно профильному образованию в старших классах. Оно позволяет существенно расширить знания учащихся в сфере их интересов, а значит открывает перед ними более широкие возможности.
Мы активно поддерживаем введение профильного образования по 12 направлениям с 2004 года, в том числе и агротехнологического профиля, в котором имеются такие учебные предметы как основы агрохимии, основы животноводства, сельскохозяйственная техника и пр. Разработка и реализация программы профильного обучения находится в зоне ответственности образовательных учреждений, следовательно, сельские школы могут выбрать.
Скажем, в рамках нацпроекта «Образование» ряд школ-победителей закупали оборудование с учётом потребностей агротехнологического профиля обучения. Например, несколько школ юга России, работающие в русле идей Антона Семеновича Макаренко. Кроме того, всё более широкое распространение находит практика создания ресурсных центров на базе предприятий и техникумов, в которых имеют возможность обучаться и школьники, что немаловажно с точки зрения дальнейшего выбора места работы или места учёбы.
— Можно ли подделать свидетельство о ЕГЭ и были ли уже случаи, когда обнаруживались фальшивые документы при поступлении в вузы?
— Обязанность осуществлять контроль за достоверностью сведений об участии в Едином государственном экзамене, а также о результатах ЕГЭ, представляемых поступающими, возложена на приёмные комиссии ссузов и вузов. Они направляют запрос в федеральную базу данных свидетельств о результатах ЕГЭ (ФБС) об участии поступающего в ЕГЭ и о подтверждении правильности сведений о результатах ЕГЭ, указанных поступающим или содержащихся в представленном им свидетельстве о результатах ЕГЭ.
В целом, такие случаи редки и маловероятны. В этом году был один случай: в Рязанской области была зафиксирована попытка использования поддельного свидетельства о результатах ЕГЭ при подаче документов в вуз. Данный факт был выявлен приёмной комиссией Рязанского государственного медицинского университета при проверке представленных абитуриентом документов через ФБС.
В случае если абитуриент всё-таки поступит по подложным данным, то в дальнейшем он подлежит отчислению из ссуза или вуза, причём в течение всего периода обучения, а должностные лица образовательных учреждений понесут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— Часть депутатов Госдумы ратует за отмену обязательности ЕГЭ. На ваш взгляд, что будет с ЕГЭ в ближайшие годы — он станет обязательным и единственным видом итоговой школьной аттестации, претерпит изменения по содержанию или проведению тестов или будет таким, каков он сейчас?
— В соответствии с действующим законодательством с 2009 года Единый государственный экзамен становится основной формой государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Иные формы итоговой аттестации будут установлены только для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников с общественно опасным поведением, обучавшихся в специальных учреждениях закрытого типа, а также для выпускников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом постоянно будет проводиться работа по совершенствованию контрольных измерительных материалов и процедур проведения ЕГЭ с привлечением учителей, преподавателей ссузов и вузов, родителей, общественных организаций. Общество должно иметь объективную картину того, что происходит в школьном образовании. Экзамен в форме ЕГЭ даёт нам такую возможность, и мы обязаны её использовать. Уверен, что в ближайшее время мы уйдём от обсуждения собственно ЕГЭ (он всего лишь форма проверки знаний учащихся), к развитию системы школьного образования, основываясь в том числе на основе результатов Единого госэкзамена.
— Если школьнику не хватило баллов по ЕГЭ для поступления на бюджетное место государственного вуза, как ему сориентироваться на огромном рынке платного образования? Существует ли государственный рейтинг частных вузов или ведомство, которое оценивает качество образования негосударственных вузов?
— В условиях проведения ЕГЭ для всех абитуриентов предусмотрено право одновременной подачи заявлений в несколько вузов, на несколько направлений подготовки (специальностей) на бюджетные места или на места с оплатой стоимости обучения. При этом возрастающее значение получают результаты олимпиад, в которых принимают участие школьники. Есть все основания полагать, что при непосредственном участи Союза ректоров, мы сможем отобрать десятки предметных олимпиад, результаты которых будут учитываться при поступлении в вуз. Это ещё одна, дополнительная возможность поступления в вуз для талантливых, способных ребят.
В случае непоступления в вуз на бюджетное место абитуриент может использовать полученные результаты при поступлении на места с оплатой стоимости обучения в государственных или негосударственных вузах. Всю необходимую информацию об интересующем вузе целесообразно получать непосредственно в приёмной комиссии вуза или на его официальном сайте.
На сайте Национального аккредитационного агентства в сфере образования (www.nica.ru) любой желающий может ознакомиться с официальным Реестром аккредитованных вузов Российской Федерации, который содержит общие сведения о вузах (в т.ч. адрес официального сайта), а также перечень аккредитованных образовательных программ в данном учебном заведении.