Преображение Господне — один из наиболее почитаемых в народе церковных праздников, наряду с Рождеством и Троицей. В этот день многие люди несут в храмы ягоды и фрукты для освящения, молва зовет его «Яблочным Спасом». На самом деле девятнадцатого августа православная церковь вспоминает одно из наиболее таинственных событий из жизни Иисуса Христа и предлагает христианам глубокое и философски развитое его осмысление.
В евангелии о преображении господнем говорится, что Иисус с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном взошли на гору высокую и Господь преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, а одежды Его сделались белыми как свет. Им явились пророки Моисей и Илия. Петр же сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаю здесь три шатра: Тебе один, и Моисею один, и Илии один». Пока он говорил, облако светлое осенило их, и голос из облака сказал: «это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение; слушайте Его». Услышав это, ученики Христа сильно испугались и упали закрыв лица. Иисус успокоил и поднял их, а когда они спускались с горы он заповедал им никому не говорить об этом видении, до тех пор, пока Сам он не будет распят и не восстанет из мертвых.
С первых веков христианства это событие, описанное очевидцами, привлекало внимание богословов и философов. Многие пытались понять, что за свет осиял Христа и его учеников и могут ли последователи Господа быть так же осиянными этим светом. В конечном итоге встала глубокая проблема о постижимости Бога и в четырнадцатом веке разгорелись нешуточные споры. С тех пор на эту тему были написаны тысячи страниц текстов и сломано немало копий, в частности, в полемике с католичеством. Таким образом, Преображение Господне сыграло немалую роль в истории Церкви и богословско-философской мысли. Не вдаваясь в подробности отметим, что решение этого вопроса в православной традиции не однозначно и совсем не просто. Достаточно упрощая, можно сказать, что Бог не постигается в своей сущности (сам по себе), но возможно приобщится к его проявлениям или действиям по отношению к миру и людям. Божественный свет осиявший Христа — был одним из таких проявлений Бога, которому приобщились апостолы, будучи озарены и переживая величайшую радость и счастье.
Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Пожалуй, уже более десяти столетий простой народ мало интересуется богословием и заходя в булочную не накидывается на продавца с вопросом о правильном понимании божественных тайн. А ведь такое когда-то было. В отличие от религиозного сознания древности, сейчас мало кто даже из верующих может сказать какое отношение к нему лично имеет правильное понимание многих вероучительных истин, в том числе вопроса о божественной природе и божественных действиях. Очень многие люди совершенно искренне не могут понять изложенную выше богословскую мысль, и тем более пояснить чем плох неверный взгляд, например, на проблему Божественного света.
С одной стороны это странно. Подавляющее большинство наших сограждан образованы и даже знакомы с началами философии, многие имеют высшее образование. Тем не менее, большинство из них не идут дальше и глубже «Яблочного Спаса» и не подозревают, сколь сложна и многогранна тема Преображения для богословия. С другой стороны, понятно, что дело не столько в нежелании что-то познать, сколько в том, что в нашей секулярной культуре почти невозможно найти ответ на ключевой вопрос: а какое отношение вероучительные догмы имеют ко мне лично? Наряду с этим, похоже, что со стороны православия все больше забывается основное правило проповеди, ставшее золотым правилом текстовой рекламы: «объясняй, почему и зачем». То, что тысячу лет назад было жизненно важно для многих лично и многим понятно все больше превращается в мифологемы для интеллектуалов, уступая место простой обрядовости. Ведь, совершенно понятно, что яблоки и прочие сельскохозяйственные плоды не имеют никакого отношения ни к обсуждаемому евангельскому событию, ни тем более к его богословскому осмыслению.
Таким образом, праздник Преображения Господня ставший для народа «Яблочным Спасом» очень ярко показывает кризис религиозной жизни наших дней, заключающийся в все увеличивающемся отрыве богословия и христианской философии не только от личной жизни верующих, но и от религиозной практики. Тем самым перед Православием ставится серьезный жизненно важный вопрос: как помочь верующим людям увидеть и осознать живую связь вероучения и их личной жизни, как предотвратить вырождение богословия в плодово-ягодный винегрет?