Жестокие нулевые
Девяностые обрушились на нас внезапно и жестоко. Выстоять этот натиск было непросто. «Нас бросили в дикий рынок, как щенков в холодную воду, — рассказывал Николай Поляшев, тогдашний генеральный директор НПО «Алмаз». — Нашим учёным, инженерам пришлось делать кастрюли. Называлось всё это конверсией». Но кастрюли не могли спасти уникальное оборонное предприятие. А Минобороны свои заказы не оплачивало.
Комментарий | |
---|---|
Андрей Караулов, журналист и телеведущий: – Я знаком с Игорем Ашурбейли так давно, что точно и не скажу. С тех самых пор, когда великий Бункин назначил ему стать фактически преемником. Его высоко ценил Гейдар Алиевич Алиев: никогда ничего никому не повторяя два раза, трижды звал его на работу в Азербайджан. Самое главное: именно Игорь спас НПО «Алмаз» от уничтожения. Он возглавил его тогда, когда великой фирме академика Расплетина под нажимом наших заокеанских «друзей» было приказано умереть. Сегодня корпорация «Алмаз-Антей» — гордость страны. Жизнь его складывается непросто, но это именно жизнь — взлёты, отчаяние, победы, борьба. Он действительно посетил этот мир «в его минуты роковые» и делает всё, что может, для обороны державы. |
Понимая, что людям старой формации адаптироваться в новых условиях трудно, Поляшев позвал к себе в заместители молодого предпринимателя Игоря Ашурбейли. Он не только хорошо чувствовал себя в новых рыночных условиях, но и занимался абсолютно новым для той поры бизнесом — информационным, и разработанные им продукты успел высоко оценить легендарный генеральный конструктор предприятия Борис Бункин.
Достаточно скоро стараниями молодого зама был заключён контракт, благодаря которому удалось выплатить зарплаты за полгода.
«Чем больше я вникал в работу предприятия, тем больше уважал людей, которые создали замечательное оборонительное вооружение ПВО и даже без зарплаты продолжали работать над перспективными зенитными ракетными системами, — вспоминает Игорь Ашурбейли. — Это были удивительные люди со своим, «алмазовским», патриотизмом».
Оружие пятого поколения
Когда Ашурбейли стал гендиректором, ему пришлось не только «выковыривать с производственных площадей полукриминальных арендаторов», но и собирать хозяйство из осколков, поскольку НПО разделили на 31 предприятие. А к концу 2010 к уже восстановленному и набравшему мощь объединению присоединились предприятия и научные школы ПВО-ПРО Сухопутных войск, ВМФ, Космических войск и АСУ ПВО. Сегодня ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина можно назвать базовым системообразующим разработчиком.
Новейшие модификации зенитных ракетных систем С-300 «Фаворит», система С-400 «Триумф» (которую нам демонстрируют на военных парадах) созданы под его руководством. А разработанная им концепция создания Единой системы зенитного ракетного оружия ПВО-ПРО пятого поколения утверждена правительством. Технические проекты основных составляющих этой системы приняты госкомиссиями в бытность его гендиректором. Речь идёт о С-500, «Витязе», «Морфее», которые показали — у России есть современная техника для отражения возможных воздушных и ракетных атак.
Военно-космическая оборона (ВКО), признанная теперь приоритетом отечественной военной доктрины, до этого долго и настойчиво «продвигалась» Ашурбейли. Вневедомственный экспертный совет по проблемам ВКО, где он — председатель президиума, объединяет ведущих учёных и экспертов, в т. ч. академиков РАН. А сам Ашурбейли — научный руководитель «Конструкторского бюро-1».
Когда Игорь Рауфович пришёл в оборонку, ему было меньше 30. Недавно он отпраздновал 50-летний юбилей. То есть большую часть активной жизни отдал укреплению оборонного щита державы.