Цвет молока
Примерно около трёх лет назад мне предложили заняться созданием развлекательных викторин для клиентов одной из крупных компаний мобильной связи. Причём не для простых, а для «элитных» клиентов.
К заданию на викторины прилагался и их примерный портрет: успешные люди с хорошей работой или собственным бизнесом, в возрасте чуть за 30, владельцы хороших автомобилей, тратящие на мобильную связь ежемесячно крупные суммы. Викторины должны были быть не слишком сложными, но и не оскорблять своей простотой интеллектуальные способности клиентов мобильного оператора.
Обобщив все исходные данные, я составил первый пакет викторин, который и отправил заказчику. Через пару недель мне поступил гневный ответ, из которого следовало, что я таки унизил интеллект клиентов, поставив перед ними чрезвычайно сложные и неразрешимые вопросы.
Среди этих самых неразрешимых вопросов был, например, такой: «Какой город является столицей Австрии?» Клиентам предлагалось на выбор три варианта ответов: Вена, Каир, Пекин.
Для более чем двух третей «успешных в жизни людей» этот вопрос стал неразрешимым.
Я поинтересовался у заказчика: какие вопросы подходят его «элитным» клиентам по уровню? И получил ответ, что вопросы должны быть вроде: «Какой цвет имеет коровье молоко?». С тремя вариантами ответа: белый, чёрный, зелёный.
Время нового культа
Недавно сатирик Михаил Задорнов при помощи своих помощников проводил опрос на улицах Москвы. Молодым людям задавались провокационные вопросы, например: «Кто сыграл большую роль в истории – Наполеон или Бонапарт?», «Чей гимн вам нравится больше – советский, написанный Сергеем Михалковым, или российский, написанный его сыном, кинорежиссёром Никитой Михалковым?», «Почему Ленин, у которого настоящая фамилия была Медведев, взял такой псевдоним?».
Молодёжь на улицах города с лёгкостью заглатывала наживку, демонстрируя, что самых элементарных знаний об отечественной и мировой истории у неё нет.
Парадокс ситуации в том, что с развитием Интернета весь массив знаний оказался под рукой. Он доступен по нажатию буквально пары кнопок. Однако он остаётся невостребованным.
Россия сегодня оказалась во власти культа, который пострашнее культа личности, культа денег или любого деструктивного религиозного культа. У нас в стране воцарился культ воинствующей необразованности.
Причём необразованность не только отлично себя чувствует, но ещё и атакует тех, кто пытается ей сопротивляться. Именно поэтому на защиту светских персон, публично демонстрирующих глубину своего невежества, встаёт целая армия их соратников, готовая доказать, что элементарные знания в современном обществе абсолютно необязательны.
Ликвидация грамотности
И в этом, возможно, главная разница между советским строем и современной Россией. Большевики, придя к власти, принялись калёным железом ликвидировать безграмотность. Заявляя строительство нового общества, они остро нуждались в образованных, грамотных, мыслящих людях.
При этом государство сознательно шло на риск – человек думающий склонен критически оценивать окружающий мир, в том числе и политический строй. Так что украшая школы лозунгом «Учиться, учиться и ещё раз учиться», продвигая в общество девиз «Знание – сила», показывая перед каждым детским кинофильмом киножурнал «Хочу всё знать!», советская власть во многом сама создавала себе сложности.
Но без думающих и мыслящих людей не было бы индустриализации, покорения космоса, развития науки, строительства тысяч промышленных предприятий и освоения природных ресурсов.
Постсоветская история России построена на полном отрицании идеологии СССР, в том числе и на отрицании необходимости широкого распространения знаний.
Те, кто пробился наверх в 90-х, не отличались высоким интеллектуальным уровнем и большим багажом знаний. Они брали наглостью и нахрапом, строя своё миллиардерство не на создании чего-то нового, а на «прихватизации» того, что было построено в предыдущую эпоху.
Став «элитой», эти люди очень быстро поняли, что образованная и думающая страна представляет потенциальную угрозу их вновь созданному благополучию. Именно поэтому в России начался сознательный демонтаж системы образования с одновременным агрессивным оглупление масс через СМИ.
Мы никуда не едем
Современная российская элита предпочитает давать образование детям за рубежом, одновременно делая всё для снижения его уровня в России. «Лучшие люди страны», оседлавшие нефтяные и газовые трубы, усиленно опускают население до своего уровня, кормя его низкопробными шоу, мистическими телеканалами и усиленным продвижением различных сортов «опиума для народа».
Безграмотен президент, пускающийся в рассуждения о революции, оперируя «фактами», почерпнутыми из «бульварного» чтива, безграмотен спикер Думы, путающий Коперника, Галилея и Джордано Бруно, безграмотны депутаты и министры, пресс-секретари всех мастей, многочисленные «мисски» и «миссиски».
На въезде в Российскую Федерацию уже можно смело вешать новый девиз: «Незнание – сила!».
В этих условиях заявления наших первых лиц о необходимости рывка в будущее выглядят сродни предложению погоняться с болидами «Формулы-1» на машине без двигателя и колёс – смешно и откровенно глупо.
Андрей Сидорчик , Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции