Не запущен, пожалуй, только один механизм, без результативной работы которого все остальное превращается в то, что принято называть «артель напрасный труд».
Не запущен механизм осмысления самого события. А именно – мало кто задается вопросом – почему, собственно, такая вещь могла произойти? И вообще – почему подобные вещи происходят с пугающей регулярностью?
Вместо этого разгораются довольно масштабные сетевые дискуссии, которые неминуемо скатываются в так называемый бокс по переписке. Часть яростно требует крови во вполне библейском стиле: «Мне отмщение и аз воздам». Другая часть, прикрываясь фиговым листком: «Вы только не подумайте, что мы оправдываем виновника», выдвигает смягчающий, как им кажется, аргумент: «Но ведь это может случиться с каждым!»
Знаете, как бы цинично это ни прозвучало, но последние все-таки ближе подобрались к правде. Причем, видимо, сами того не желая. Нужно только внести необходимую поправку. Потому что в своем нынешнем виде формулировка: «Это может случиться с каждым», является злонамеренным враньем.
Не с каждым, уж извините. Вернее, не просто с каждым. А с каждым, кто сел за руль. И по барабану – трезв он, или пьян. Честно он сдал на права, или купил водительскую лицензию. Не важно даже, как человек ведет себя на дороге – вежливо, или по-хамски. Все равно в нынешних условиях каждый, подчеркиваю, каждый, ведущий автомобиль является потенциальным убийцей. Эта программа уже заложена. Она просто-напросто вшита по умолчанию, и ничего с этим поделать нельзя. То есть, конечно, можно, но с очень большим трудом. Для этого нужно всего-навсего правильно оценить ситуацию и правильно ответить на ряд вопросов.
Сначала простенький примерный тест. Предположим, вам нужно ответить на вопрос – почему, и по какой причине судно пересекает Атлантический океан за десять дней. Есть два варианта ответа.
Можно сказать, что судно имеет такое-то водоизмещение и не идет ко дну в силу закона Архимеда. Также оно оснащено двигательной установкой мощностью в столько-то лошадиных сил, что позволяет развить достаточную скорость, наплевав на течения и встречный ветер.
А можно сказать, что судно пересекает Атлантику за десять дней лишь потому, что оно было зафрахтовано некоей компанией для перевозки бананов из Бразилии в Амстердам. И если не успеет в срок, то бананы сгниют ко всем чертям.
Оба варианта, в принципе, верны. Но первый все-таки важнее. Потому что не будь самой транспортной системы «океан-судно-двигатель», бананы бы сгнили на корню еще в Бразилии.
Теперь попробуем, опираясь на этот примерный банановый тест, снова задать себе вопрос: «Почему произошла эта трагедия на Минском шоссе?»
Ответ: «Потому, что водитель напился до изумления, развил дикую скорость и не справился с управлением», в принципе, будет верен. Но неполон – именно как в вышеописанном примере.
Необходимо спросить себя – а почему, собственно, он смог развить такую скорость? Правильно, потому что это позволяют технические данные автомобиля. Но и это не все. Нужно, наконец, признаться, что корневая причина в другом. В том, что создана и развивается порочная транспортная система. В том, что эта система заточена в основном под личный автотранспорт.
Предвижу, что неминуемо поднимется инфернальный вой по поводу ущемления прав автомобилистов. Не надо. За них и так борется целый кулек разнообразных обществ и лиг по защите прав. И без того можно ручаться, что если разговор заходит о транспортных проблемах, прежде всего вспомнят о том, что автомобилисты страдают от пробок. И что надо бы им помочь, а то уж совсем их, несчастных, за можай загнали.
А никто вообще не задумывался о том, что именно наличие светофоров не позволяет достаточно быстро развить убойную скорость? Или о том, что скоростные дороги в городе – это чудовищная, непростительная глупость? О том, что машины и их парковочные места сжирают дворовое пространство, которое, по идее, принадлежит всем, а не только автомобилистам, вспоминать даже как-то неприлично.
Так что все разговоры о том, что, дескать, надо повышать культуру автолюбителей и культуру поведения на дорогах, следует признать пустым сотрясением воздуха. Да, значительная часть водителей ведет себя откровенно по-свински. Но это – только следствие. Настоящая причина в том, что хозяином города с недавних пор стал автомобиль. А искажения в психологии его человеческого придатка, что сидит за рулем – оно вторично.
Да-да, все эти высокомерные фразочки типа: «Да он просто нищеброд, не может себе машину купить, вот и мешает мне ездить и парковаться так, как хочется» - следствие не столько личной невоспитанности очередного водятла, сколько порочной системы. Автомобиль по-любому главнее. Пешеход – бесправное чмо.
То, что у автомобилиста есть проблемы, отрицать глупо. Но, повторим еще раз – его проблемами занимаются. И занимаются в первую очередь. А кто хоть раз слышал о какой-нибудь лиге защиты прав пешеходов? Вот то-то же.
Я уж не знаю, добавляет это трагизма или какого-то черного извращенного юмора, но то самое ДТП на Минском шоссе, где погибло семь человек, и из них – пять детей, произошло как раз-таки в День отказа от автомобиля.
По-моему этот самый день не худо бы продлить для начала как минимум на год, а потом уж и навсегда. Потому что город – он для всех. И прежде всего для пешеходов. А нам и лично мне, как принципиальному пешеходу, не нужны скоростные трассы. Мне регулируемые переходы нужны. Со светофорами. И почаще чтобы. Подземный – тоже ничего, но кто тогда гарантирует, что какой-нибудь «хозяин» трассы, свободной от светофоров, не врежется на скорости в двести верст именно в мою остановку?
И – да. Дворы тоже, пожалуйста, освободите от своих самобеглых механизмов. Я понимаю, что держать их негде. Но, может, тогда найдете в себе мужество от них отказаться? Или социальный статус не позволяет? В таком случае смиритесь с тем, что к вожделенному социальному статусу в скором времени в качестве довеска будет прилагаться клеймо: «Потенциальный убийца». Потому что дело, похоже, развивается как в старой доброй Англии XVI столетия. Там посчитали, что разводить овец выгоднее, чем позволить истинным хозяевам земли, крестьянам, заниматься хлебопашеством. И стали сгонять тех с участков. За короткий период времени население страны сократилось на 20%, что породило точную и емкую формулировку: «Овцы съели людей».
У нас людей и их жизненное пространство уничтожают и пожирают машины. Да так лихо, что впору снимать очередного «Терминатора». Восстание машин. Скрытая угроза.
Константин Кудряшов Журналист отдела «АиФ.Культура» «Аргументы и Факты» |