Это была не первая попытка гуманизировать систему: в 1845 г. отменили битьё кнутом - кожаным ремнём из недублёной бычьей шкуры, который иногда, чтобы было больнее, перед экзекуцией сперва замачивали в молоке и сушили на солнце. Несколько ударов кнутом, нанесённых рукой умелого палача, могли загнать человека в гроб. Это варварское орудие заменили на двуххвостную или четырёххвостную кожаную плеть. Реформаторы «научно» высчитали, что один её удар в 2,5 раза легче. Правда, бить стали больше: за тяжкие преступления приговаривали к сотне плетей и ссылке на каторгу. До последней доживали не все. При Николае I к плетям был осуждён отставной солдат, укравший в церкви свечи и фарфоровое яйцо. Несчастный не выдержал и 20 ударов...
У военных были свои «меры воспитания»: битьё шпицрутенами - длинными древесными прутами, вымоченными в солёной воде. В 1831 г. к этому наказанию приговорили примерно 1600 нижних чинов, участвовавших в «холерных бунтах». Их прогнали сквозь строй из ста солдат от 2 до 7 раз. Сколько из них при этом умерли или стали инвалидами, неизвестно. Шпицрутены, описанные в знаменитом рассказе Льва Толстого «После бала», были жестоким наказанием, часто превращавшимся в казнь. Например, 2 тысячи ударов (столько давали за дезертирство) переносили далеко не все. А за повторное бегство из армии присуждали по 4 тысячи...
Вообще подданных Российской империи лупили всегда - по суду и без. Но не всех. В конце XVIII в. от телесных наказаний освободили представителей аристократии. С 1842 г. - всех дворян, духовенство и почётных граждан. В 1857 г. от них избавили литераторов, независимо от сословной принадлежности. В 1893 г. от любых телесных наказаний освободили женщин.
После реформ 1860-х годов секли в основном крестьян, солдат и правонарушителей. Бродяг перестали пороть в 1900 г., ссыльных - в 1903-м, военнослужащих - в 1904 г. Тем не менее розги (тонкие и гибкие прутья берёзы или ивы, связанные пучками) как мера дисциплинарного воздействия на подданных остались. Их применяли к ссыльнокаторжным и ссыльнопоселенцам, в исправительных отделениях тюрем. Даже после первой русской революции их не исключили из арсенала наказаний.
В 90-е годы XIX века только в Вологодской губернии к розгам было приговорено около 700 человек. Крестьянство, сословие, которое более других страдало от телесных наказаний, в большинстве и относилось к ним наиболее терпимо. Чего нельзя сказать о разночинцах, для которых публичная порка была позором. Правда, и мстили они за это властям сурово. В 1878 г. девушка из хорошей семьи - Вера Засулич - едва не убила столичного градоначальника Ф. Трепова, приказавшего высечь её арестованного соратника. Суд её оправдал. Интересно, случились бы в России революции 1905 и 1917 гг., не протяни власти с полной отменой порки?
Олег Герчиков
А кнут и ныне там
Привычка власти распускать руки, увы, дожила и до наших дней. По данным российской общественной организации Комитет против пыток (Нижний Новгород), нынешние правоохранители используют при этом самые разнообразные предметы.
Например, обыкновенную пластиковую бутылку с водой. Боль от удара ею весьма существенна, но видимых повреждений на теле не остаётся. Также, по словам заявителей, жалующихся в комитет, штатное электрошоковое устройство используется не только при задержании, но и на допросах. После применения шокер оставляет на теле лишь слабую «электрометку», которая исчезает в течение 2-3 дней. Среди прочих недопустимых методов следствия лидируют такие:
* «Ласточка» - связывание в неудобной позе. При этом быстро, минут через 10, затекают суставы.
* «Слоник» - пытка при помощи противогаза. Особым шиком среди садистов в форме считается не просто пережать шланг, но вдохнуть в него дым от самых дешёвых сигарет.
* «Звонок другу» - использование полевого телефона для пыток электротоком. Клеммы присоединяются к самым чувствительным местам.