Вопрос в связи с арабским миром: настанет ли когда-нибудь конец тамошним революциям?
За первым этапом под названием «арабская весна» последовал второй, получивший религиозное определение «исламское лето», «исламская осень»... Революционеры страстно разбираются между собой, складываются блоки и группировки. Как никогда, велики шансы у исламистов, мечтающих о построении государства на принципах религии, им оппонируют сторонники светского государства. В Египте на политической сцене остались генералы, которые, похоже, ждут момента, чтобы сказать свое веское слово.
На повестке дня сейчас стоит политическая реформа — новая конституция, парламентские выборы, то есть оформление постреволюционного политического будущего. Социальные же и экономические реформы, о которых также очень много говорят, пока остаются втуне. Но поскольку людям хочется жить лучше как можно скорее, то нарастает их раздражение теперь уже новой властью.
Правда, теперь многие авторитарные режимы станут учитывать печальный опыт свергнутых вождей, начнут, уже начали играть на опережение, обещая реформы, борьбу с коррупцией, политическую либерализацию. Но и оппозиция, вдохновленная успехами своих единомышленников, готова к схватке с властью.
Бытующие рассуждения о том, что все эти революции — дело рук внешних сил, серьезной критики не выдерживают. Внешние силы — американцы, европейцы — скорее подсоединились к революционному процессу. Да и сделали это как-то по-дилетантски. Кого поддерживать в Египте, по-моему, до сих пор толком никто не знает.
Революции начались снизу, что, между прочим, очень неприятно признавать тем, кто напоминает Мубарака, Бен Али и Каддафи.
Автор - Востоковед, член научного совета Московского центра Карнеги
Материал из издания «Не дай Бог!» №4, 7-13 марта 2012