При некорректном использовании они могут легко послужить для провокаций в руках тех, кто не заинтересован в объективности итогов. Как правильно организовать опросы и как они влияют на окончательный выбор, мы спросили у заместителя генерального директора французского Института изучения общественного мнения CSA Жерома Сен-Мари.
— Часты ли расхождения между результатами выборов и данными опросов?
— На моей памяти таких сюрпризов было мало. Например, больше голосов в первом туре, чем ему предсказывали, получил в свое время Жан-Мари Ле Пен, лидер Национального фронта. Расхождение обычно не превышает 3%.
— А как же знаменитые «как гром среди ясного неба» победы аутсайдеров типа Ширака против Балладюра или Ричарда Никсона в 1968 году?
— Мне легче судить о французской политической арене, за которой я пристально наблюдаю годами. Но и в мире картинка похожая. Другой вопрос, что в период битвы за избирателей все средства хороши, и кандидат волен объяснять данные опросов, как ему удобно. Например, мелкие партии типа крайне левых Меленшона, набирающие от 3% до 6%, любят регулярно пошуметь о том, что все результаты опросов-де поддельные.
— Сколько нужно респондентов, чтобы статистика давала приемлемую погрешность?
— У нас во Франции — 1000 человек, правильно распределенных по социальному порогу: возрастам, полу, географии проживания, профессиям и т. д.
— Существуют критические точки в рейтингах, после которых избиратель начинает пересматривать свое отношение к партиям или кандидатам?
— Я бы скорее их определил как психологический барьер. Для малых партий это 10%, после которых их начинают считать полноценными участниками политического процесса. Для средних игроков, как Марин Ле Пен, которая показывает от 15 до 19 пунктов стабильно, эта планка — 20%, после чего она может стать реальной претенденткой на второй тур. Ну а для лидеров гонки (у нас это правый Саркози и левый Олланд) мечта рейтинга — 55%. Перевалив за 53%, претендент почти становится победителем, так как за «будущего победителя» начинают голосовать колеблющиеся и он получает «премию» к своему твердому электорату.
Материал из издания «Не дай Бог!» №4, 7-13 марта 2012