Новая водная трасса соединит Мраморное море с Чёрным и сможет пропускать до 160 судов в день, в том числе крупные танкеры. Любопытно, что в минувшем, 2011 году о сооружении каналов-дублёров заявляли также Колумбия и Никарагуа: речь шла об альтернативах Панамскому каналу. «АиФ» предлагает взглянуть на карту мира, чтобы отыскать на ней наиболее важные рукотворные водные артерии.
КИЛЬСКИЙ канал
Протяжённость: 98,7 км.
Страна: Германия.
Что с чем соединяет: Балтийское и Северное моря.
Время строительства: Введён в эксплуатацию 20 июня 1895 г., строительство продолжалось 8 лет.
Примечания: Европейские мореплаватели давно мечтали об оптимальном маршруте из Северного моря в Балтику и обратно. Кильский канал сокращает этот путь на 900 км, пересекая южную часть полуострова Ютландия. Спустя сто лет после ввода в строй он остаётся самым судоходным в мире. В течение года по нему проходят более 37 тыс. судов.
ПАНАМСКИЙ канал
Протяжённость: 81,6 км.
Страна: Панама.
Что с чем соединяет: Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном.
Время строительства: С 1904 по 1913 г. Официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 г.
Примечания: Эта стройка стала одной из крупнейших и сложнейших в истории человечества. Первая её попытка предпринята в 1879 г. инженером Фердинандом Лессепсом, под руководством которого был прорыт Суэцкий канал. Стоимость работ недооценили, к тому же не смогли справиться с болезнями, косившими работников, - малярией и жёлтой лихорадкой. Начался скандал, Лессепса обвинили в мошенничестве, и, в конце концов, он сошёл с ума. Построили канал США, которым надо было усилить влияние в регионе. Предварительно они снарядили большую экспедицию, которая вывела комаров - переносчиков болезней. Тем не менее из 70 тыс. строителей погибло 5,6 тыс.
СУЭЦКИЙ канал
Протяжённость: 163 км.
Страна: Египет.
Что с чем соединяет: Средиземное море с Красным, в более широком смысле - с Индийским океаном.
Время строительства: Началось 25 апреля 1859 г., открытие состоялось 17 ноября 1869 г.
Примечания: Канал позволяет проходить судам между Европой и Азией в обход Африки, что сокращает путь на 8 тыс. км. Эту трассу хотел проложить ещё Наполеон Бонапарт в конце XVIII в., но французские инженеры ошибочно подсчитали, что воды Красного моря находятся на 10 м выше уровня Средиземного моря, что не позволяло строить канал без шлюзов. На самом деле уровень воды одинаковый, а рельеф ровный, поэтому Суэцкий канал шлюзов не имеет. На его строительстве трудились от 20 до 40 тыс. человек. Сначала это были каторжники, потом условия труда улучшили и стали привлекать рабочую силу из Европы.
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ канал
Протяжённость: 227 км.
Страна: Россия.
Что с чем соединяет: Белое море с Онежским озером.
Время строительства: Построен в рекордно короткий срок - с 1931 по 1933 г. Открыт 2 августа 1933 г.
Примечания: Это была первая в СССР полностью лагерная стройка. На ней были заняты в основном заключённые ГУЛАГа - 100-120 тыс. человек. Каждый из них именовался «заключённый каналоармеец», сокращённо - «з/к». От этой аббревиатуры и произошло жаргонное слово «зэк». По разным данным, на строительстве погибло от 50 до 200 тыс. человек. Особенностью стройки стал отказ от использования техники: всё делалось вручную, порой даже без инструментов.
ВЕЛИКИЙ канал КИТАЯ
Протяжённость: 1782 км.
Страна: КНР.
Что с чем соединяет: Реки Хуанхэ и Янцзы.
Время строительства: Этот канал сооружали на протяжении двух тысячелетий - с VI в. до н. э. до XIII в. н. э.
Примечания: Древнейшее гидротехническое сооружение мира. Соединяет крупные порты Китая - Шанхай и Тяньцзинь. По Великому каналу перевозят уголь, зерно, лес, хлопок. Канал включает в себя и естественные водные пути - реки и озёра Китая. Но глубина его фарватера - всего 2-3 м.
ВОЛГО-ДОНСКОЙ канал
Протяжённость: 101 км.
Страна: Россия.
Что с чем соединяет: Реки Волгу и Дон.
Время строительства: Земельные работы начались в феврале 1948 г. Открытие состоялось 31 мая 1952 г.
Примечания: В строительстве участвовали вольнонаёмные рабочие (700 тыс.), пленные немцы (около 100 тыс.) и советские заключённые (свыше 100 тыс.). Канал стал важным звеном Единой глубоководной транспортной системы европейской части СССР, а затем и России: Чёрное и Азовское моря соединились с Каспийским, Балтийским и Белым.