Параллельно с началом нового учебного года в России вступил в силу закон, касающийся перевозок граждан частными лицами и таксопарками. Федеральный закон №69 «О такси», в последнее время активно продвигаемый Московским транспортным союзом, направлен на борьбу с нелегальными перевозчиками. Как говорят в организации, вступление закона в силу позволит потребителю за те же средства, что и ранее, получить более качественное обслуживание.
Вместе с тем среди автомобилистов и тех, кто занят в этом бизнесе, в этом вовсе не уверены. В частности, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил изданию «Газета.Ru», что закон принимался исключительно для того, чтобы вытеснить маленькие компании и индивидуальных предпринимателей с рынка. По его словам, цена на услуги перевозки существенно вырастет, а нелегалы как работали, так и будут работать дальше. Пострадают лишь маленькие компании, которые не смогут выдержать конкуренцию. «Сейчас они берут клиента низкой ценой, а теперь им перекрывают кислород», - уверен он.
Что же именно не устраивает тех, кто занимается перевозкой граждан и что им предстоит преодолеть, чтобы заняться извозом на законных основаниях?
Так, согласно закону, теперь, чтобы перевозить людей частникам или таксопаркам в первую очередь придется получить лицензию. Для этого заявитель должен представить в городской департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города выписку из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, копию ПТС автомобиля, свой паспорт или паспорт заявителя и лизинговый договор на автомобиль, если он существует. До 1 января 2013 года каждое разрешение будет выдаваться бесплатно, но не на водителя, а на конкретный автомобиль. Действовать оно будет только в одном регионе.
После получения разрешения извозчику придется за свой счет оснащать автомобиль (автомобили) соответствующей атрибутикой (шашечки на бортах, шашечный фонарь оранжевого цвета и т.п.). Кроме того, в автомобиле в обязательном порядке должен присутствовать таксометр, а проходить техосмотр он будет обязан не реже раза в шесть месяцев. Водитель машины должен будет обладать солидным водительским стажем (не менее пяти лет) и перед рейсом проходить медицинский осмотр.
За незаконную работу такси будет взиматься штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. С 1 января следующего года за работу без разрешения водителей будут штрафовать на 5 тысяч рублей. За отсутствие атрибутики - на 3 тысячи рублей, а за невыдачу чека пассажиру и отсутствие информации о компании в салоне машины – тысячу рублей.
По словам главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Николая Лямова, распознавать «бомбил» будут с помощью специальных электронных реестров, в которые будут занесены все получившие лицензии перевозчики. Их список будет занесен в базу ГИБДД – чтобы гаишники могли вычислить нелегала простым внесением его номера в базу данных.
Выдача разрешений на перевозки такси в Москве началась с 25 июля 2011 года. К настоящему времени выдано уже более 5,5 тысяч соответствующих документов сроком на 5 лет. В городской администрации отметили, что бесплатными будут и переоформление разрешения и выдача его дубликата. «В случае отчуждения или утраты автомобиля-такси, разрешение может быть переоформлено на новое транспортное средство, и оно будет действовать до истечения первоначально установленного 5-летнего срока», - отметили в мэрии.
По данным властей Москвы, до вступления в силу закона «О такси» в Москве работали около 40 тысяч нелегальных таксистов и лишь около 9 тысяч легальных.