О «нападениях» этих смертельно опасных природных объектов на людей рассказал спецкору «АиФ» белорусский физик-теоретик, ведущий научный сотрудник института философии национальной академии наук Александр Трофименко.
«Встреча с чёрной дырой часто не оставляет шансов на выживание, - предупредил он. - и, к сожалению, её пока нельзя предугадать».
Хеопс в молекуле
Термин «отон» (сокр. - «общая теория относительности») ввёл в обиход один из создателей советской атомной бомбы академик Яков Зельдович. ему же принадлежит фраза: «Чёрные дыры есть везде, где не доказано обратное». Примерно то же утверждал отец американской атомной бомбы и руководитель манхэттенского проекта Юлиус Оппенгеймер. А первоначально существование чёрных дыр в космосе предсказал в своей знаменитой теории сам Альберт Эйнштейн. По одной из версий, чёрные дыры - это осколки сверхплотной материи, разлетевшиеся по Вселенной после Большого взрыва. В космосе они пожирают звёзды, а на Земле вызывают крушения и катаклизмы… «невидимые глазу микроскопические чёрные дыры пронизывают всё, - объясняет Трофименко, - в том числе земной шар и живущих на нём людей… есть предположение, что, прилетев из глубин мироздания, они как бы осели, застряли в нашей планете, будто мухи в паутине. но не застыли на месте, а вращаются по своим орбитам, незримо воздействуя на окружающий мир...».
Согласно «отонной» гипотезе, мощь этих частиц, даже самых мелких, колоссальна. «Большие» дыры-отоны по размеру схожи с бактериями, вирусами, молекулами, а по массе - с океанами. «маленькие» сопоставимы по размеру с протонами и нейтронами, по массе - с пирамидой Хеопса или небоскрёбом.
«Таинственный природный «террорист» - убийца самолётов разгадан, - заключает мой собеседник. - их сталкивает непреодолимая сила гравитации отонов. Даже очень краткое нахождение чёрной микродыры между самолётами, летящими в соседних воздушных коридорах, приводит к неизбежной авиакатастрофе. Дыра как бы сбивает лайнер - бросает вниз или, наоборот, вверх. При этом «нападения» отонов на самолёты происходят настолько внезапно, что пилоты просто не успевают предпринять какие-то меры - включить автопилот или сообщить о происшествии по радио...
Незримые пули
Как же отличить «атаки» чёрных микродыр в небе от авиакатастроф, вызванных привычными причинами?
Первые признаки «отонной» катастрофы - мгновенность происходящего и всё, что противоречит земному притяжению. По словам очевидцев, зачастую такие события сопровождают «два странных хлопка».
«Кроме самолётов, - продолжает Трофименко, - чёрные дыры уничтожают наземные объекты и морские корабли. Как атлантический айсберг нашёл «Титаник»? Отчего в 1999 г. в Японском море разломился надвое танкер «находка»? Возможно, от удара гигантской волны-убий- цы, вызванной появлением отона. Эти «шатуны», гуляющие по океану в одиночестве и в ясную погоду, уже изучает наука. Согласно докладу европейского космического агентства, которое в 2004 г. в рамках проекта MaxWave обследовало просторы судоходной Атлантики, на сравнительно небольшом участке водной поверхности удалось обнаружить более десятка волн высотой 25-30 м. Они появляются с периодичностью раз в два дня. Тем временем за последние 20 лет в мировом океане затонули по меньшей мере две сотни крупных судов, причина гибели которых так и не выяснена…
Кроме катаклизмов чёрные дыры могут вызывать и «более мелкие» человеческие беды. «Чёрная дыра может атаковать вас по-тихому, - предостерегает Трофименко. - Отонные «пули» пронзают людей навылет. Такой выстрел может если не сжечь человека, то повредить внутренние органы. Сразу же после «атаки» следов «налётчика» не обнаружить: гравитационный киллер сделал своё чёрное дело - а через десяток минут он уже на другом полушарии планеты. на теле же жертвы в этот момент образуется туннель смерти… Так чёрные дыры эпизодически подтачивают наше здоровье - поражают живые ткани, пока регенерирующая сила организма не иссякнет...»
«…Вот вы неожиданно почувствовали боль, которая через миг прошла сама собой, - говорит учёный, словно размышляя вслух. - Вам повезло. Чёрная дыра не испепелила вас и умчалась. но следующая такая встреча может стать фатальной и привести, скажем, к инфаркту…»
Как же найти управу на этих монстров? Спасение от них предусмотрела сама природа. Чёрные дыры движутся по законам небесной механики - как астероиды, кометы и спутники. А значит, пути их можно вычислить и предугадать, где в очередной раз появится незваный гость. Возможно, те космические снимки, где запечатлены волны-убийцы, способны пролить свет на траектории чёрных дыр и сберечь тысячи жизней.
Р. S. Когда материал готовился к печати, из Минска пришло сообщение: доктор наук а. Б. Трофименко скоропостижно скончался. Он умер через пять дней после нашей встречи, в том же кресле, где сидел, беседуя со мной. прощаясь, учёный протянул папку с публикациями своих научных исследований: «Тут оригиналы, а не копии, но они мне уже не нужны…» предположительная причина смерти - сердечная недостаточность. но, может быть, его самого убила чёрная дыра?
Самые загадочные катастрофы
6 декабря 1917 г. в порту Галифакс столкнулись французский пароход «Монблан» и норвежское судно «Имо». Капитаны этих кораблей пытались, но так и не смогли избегнуть крушения. В итоге от взрыва погибли тысячи людей.
30 июня 1956 г. Внезапное и необъяснимое столкновение вскоре после взлёта из одного аэропорта в Лос-Анджелесе лайнера «Супер Констеллейшн» и самолёта ДС-7. Погибли 120 чел.
11 августа 1979 г. над Украиной столкнулись два Ту-134-а. Погибли 178 чел., в том числе ташкентская футбольная команда «Пахтакор» и около ста детей из Челябинска.
12 августа 1985 г. Падение «Боинга-747», следовавшего из Токио. Через 12 мин. после взлёта на высоте 8 тыс. м лайнер потряс удар в хвостовую часть, приведший к потере управления. Через 30 мин. самолёт вошёл в пике и врезался в склон Фудзиямы. Погибли 520 чел.
12 ноября 1996 г. над Индией вблизи Дели столкнулись саудовский «Боинг-747» и транспортный самолёт Ил-76ТД казахских авиалиний. Погибли 349 человек.
31 октября 1999 г. потерпел крушение «Боинг-767» египетской авиакомпании (рейс Лос-Анджелес - Нью-Йорк - Каир). Через 40 минут после взлёта на высоте 10 км он резко потерял высоту, вошёл в пике и разбился. Падение, продолжавшееся считаные десятки секунд, было столь стремительным, что люди на борту испытали состояние невесомости.